В письме говорится, что СБП предполагает осуществление операций в режиме реального времени с обработкой за секунды, из-за чего банки не успевают выполнять требования валютного контроля, которые подразумевают запрос и проверку документов. В АРБ считают, что такая ситуация создает юридические риски для кредитных организаций.
В ассоциации сообщили «Известиям», что запрос поступил от самих банков, которые не смогли получить разъяснения от Банка России напрямую. В ответе ЦБ, который также есть в распоряжении газеты, говорится, что контроль за переводами должен осуществляться независимо от способа. В регуляторе сообщили, что при трансграничных операциях через СБП банки должны информировать клиентов об ограничениях.
Основатель Школы практического инвестирования Федор Сидоров отметил, что во время работы сервиса только внутри России эта проблема была не так критична. При этом с января СБП запустила переводы в девять стран, что создало для банков дилемму: с одной стороны — необходимость мгновенных платежей, с другой — ответственность за валютный контроль. Эксперт добавил, что также увеличились объемы переводов и ужесточились валютные правила, что усложнило ситуацию.
Федор Сидоров отметил, что регулятор своим ответом фактически переложил решение проблемы на финорганизации, что может потребовать серьезных доработок банковских систем. Он напомнил, что сейчас за нарушения валютного контроля предусмотрены значительные штрафы — от 20% до 100% от суммы операции.
В сентябре Госдума одобрила проект о контроле Росфинмониторинга за переводами по СБП. Нововведения позволят восполнить недостающие сведения о переводах через СБП и «Мир», что ускорит проведение проверок и снизит нагрузку на банки за счет сокращения объема «веерных» запросов, сказано в пояснительной записке. Документ разработан «с целью повышения эффективности национальной антиотмывочной системы».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag