Интервью

Более 60% учителей опасаются субъективности оценки за поведение в школах

Сергей Мальгавко/ТАСС
Большинство российских педагогов (63,3%) опасаются, что оценка за поведение в школах может стать инструментом давления на «неудобных» учеников и их родителей. Такие данные приводит «Актион образование», сообщает газета «Ведомости».

В опросе приняли участие более тысячи учителей со всей страны. Угрозы в введении оценки за поведение не видят только 26,6% опрошенных. Против проголосовало 37,5% респондентов. Из них 24,9% опасаются субъективности, а 12,6% считают, что это нарушает права ребенка. 10,1% не задумывались над возможными проблемами.

При этом 62,5% учителей в целом поддерживают введение такой оценки. Полностью одобряют инициативу 34,3%, еще 28,2% — «скорее за». По мнению большинства (59,2%), решение о выставлении оценки должен принимать учитель. 16,2% полагают, что это компетенция администрации или педсовета, 12,7% считают, что решение должно приниматься коллективно, с участием родителей и одноклассников. Почти 12% затруднились с ответом.

Половина педагогов (50,8%) уверены, что плохая оценка не должна влиять на перевод в другой класс, участие в олимпиадах или получение аттестата. Противоположной точки зрения придерживаются 25,9%, еще 23,3% выступают категорически против любых санкций.

Более 60% респондентов считают, что школьники должны участвовать в разработке критериев оценивания. За механизм обжалования выставленной оценки выступили 63,9%, против — 20,7%.

Эксперт «Актион образования» Екатерина Худякова предупредила, что при отсутствии четких правил и прозрачных процедур система может вызвать конфликты между школой и семьей. По ее словам, оценка будет работать в интересах детей только в случае ясных критериев и официальных способов обжалования.

Бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов рассказал, что главная проблема инициативы — отсутствие понятных последствий для учащегося. Он подчеркнул, что санкции вплоть до исключения из школы недопустимы, а предложенные схемы не предполагают ни реальных наказаний, ни стимулов.

Клинический психолог «Доктор рядом» Олеся Толстухина, напротив, поддерживает нововведение. По ее мнению, дисциплинарные рамки помогают формировать у школьников понимание норм и уважение к правилам.

Дополнительные данные по теме были приведены на июльском заседании СПЧ. По словам уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области Екатерины Смороды, 68% педагогов поддерживают введение оценки за поведение, 26% — против, еще 6% высказались неопределенно.

Эксперимент по введению оценки за поведение стартует 1 сентября в семи регионах: Ленинградской, Новгородской, Тульской, Ярославской областях, Чечне, Мордовии и ЛНР. Об этом в июне сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. В пилоте участвуют ученики с 1-го по 8-й классы. Старшеклассников он не коснется, чтобы не создавать дополнительную нагрузку перед экзаменами.

Школы смогут выбрать одну из трех систем оценивания: пятибалльную («отлично» — «неудовлетворительно»), зачетную или трехуровневую («образцовое», «допустимое», «недопустимое» поведение).

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag