«Коммерсантъ» узнал о предложениях кабмина по поддержке топливного рынка

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Правительство может обнулить 5%-ные ввозные таможенные пошлины на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура и нарастить его поставки из Белоруссии для поддержки внутреннего рынка, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение вице-премьера Александра Новака на имя премьера Михаила Мишустина от 24 сентября.

Эти предложения направлены на насыщение внутреннего рынка бензином и дизтопливом в условиях падения производства и нехватки бензина в некоторых регионах, уточняет «Коммерсантъ». Согласно тексту документа, в случае принятия предложений на внутренний рынок получится направлять не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива ежемесячно.

Среди предложенных мер — обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импортируемый бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Поставлять топливо смогут только уполномоченные организации — «Роснефть», АО ННК и государственное ВО «Промсырьеимпорт», пишет «Коммерсантъ». Благодаря этой мере появится возможность направить 150 тыс. тонн бензина, производимого на НПЗ Сибири, в западном направлении, следует из обращения.

Помимо этого, правительство предлагает разрешить использовать монометиланилин — октаноповышающую присадку к бензину, которую запретили применять в России в июле 2016 года из-за европейских экологических требований. Это позволит увеличить производство высокооктанового бензина класса 5 путем добавления ММА в низкооктановое топливо, пояснила газета. В результате на внутренний рынок может быть дополнительно направлено около 50 тыс. тонн бензина в месяц, считают авторы предложенных мер.

В Минфине, Минэнерго, аппаратах Александра Новака и Михаила Мишустина оперативные комментарии «Коммерсанту» не предоставили.

Опрошенные газетой аналитики предупреждают, что рынок удастся стабилизировать, но не решить его структурные проблемы.

Ситуация с бензином в России обострилась в конце июля в условиях высокого сезонного спроса и внеплановых ремонтов на НПЗ. В августе биржевые цены на Аи-95 несколько раз обновляли рекорды, стоимость Аи-92 продолжила обновлять максимумы и в сентябре. По данным Росстата, с 16 по 22 сентября цены на бензин изменились в 82 российских регионах. Наибольший рост отмечен в Тульской (+2,6%) и Кировской областях (+2,3%). Дороже всего автомобильный бензин стоит в Дальневосточном федеральном округе (в среднем 68,27 руб. за литр; дороже всего на Камчатке — 76,9 руб. за литр), в Северо-Кавказском федеральном округе (67,92 руб. за литр; в Дагестане 72,43 руб. за литр) и в Южном федеральном округе (65,38 руб. за литр; в Севастополе 74,14 руб. за литр, в Крыму — 71,98). С начала года цены на бензин в среднем по России выросли на 8,4%.

С нехваткой бензина столкнулись, в частности, Крым и Севастополь, где число продающих бензин АЗС с конца июля, по данным аналитической компании «ОМТ-Консалт», сократилось на 50%. 25 сентября глава Крыма Сергей Аксенов объяснил перебои с топливом в регионе «снижением объемов производства на нефтеперерабатывающих заводах» и назвал ситуацию «вынужденной по объективным причинам». «В связи с тем, что часть заводов физически не работают, у нас возникли проблемы и перебои с топливом», — сказал он. 29 сентября Крым первым из российских регионов пошел на введение фиксированных цен на бензин и установку ограничений на объем продажи топлива в одни руки, установив предельный объем на уровне 30 литров.

Накануне, 30 сентября, правительство продлило полный запрет на экспорт бензина, который действует с июля, до конца года и ввело аналогичный запрет на экспорт дизеля и судового топлива для непроизводителей.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag