Малые и средние банки выступили против запрета скидок на маркетплейсах

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Малые и средние банки не поддержали инициативу крупнейших банков по запрету специальных скидок на маркетплейсах. Об этом пишет РБК со ссылкой на главу Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна. Организация представляет интересы средних и малых кредитных организаций.

Позиция пяти крупнейших банков не отражает мнение всего банковского сообщества, заявил Гарегин Тосунян. Он напомнил, что программы лояльности в виде бонусов и кешбэка — это общепринятая мировая практика, которую десятилетиями используют компании из разных отраслей. «Мы считаем дискриминацией запрет таких же методов для конкретных игроков», — подчеркнул глава ассоциации.

По его словам, некоторые из банков, которые требуют запретить маркетплейсам предоставлять скидки покупателям в зависимости от способа оплаты, сами предоставляют кешбэки и скидки при оплате собственными картами. Пенсии, зарплаты бюджетников и другие государственные «привелегии» дают крупнейшим игрокам «эксклюзивное положение», считает Гарегин Тосунян. Борьба же с конкурентами через законодательные ограничения, по его мнению, может стать опасным прецедентом для всего бизнес-сообщества.

Конструктивной альтернативой глава АРБ назвал развитие сотрудничества маркетплейсов с широким кругом банков. В качестве примера он привел решение Ozon и «Яндекс Маркета» по расширению программы лояльности на покупки не только с помощью карт дочерних банков платформ, но и с помощью карт других финансовых организаций. Такой подход, считают в ассоциации, не ограничивает конкуренцию, а, наоборот, дает малым и региональным банкам доступ к многомиллионной аудитории.

Поводом для заявления АРБ стал коллективный запрос Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка к правительству и Госдуме с призывом запретить цифровым площадкам устанавливать дополнительные дисконты для покупателей, которые расплачиваются картами их «дочерних» банков. Эту позицию поддержала глава Банка России Эльвира Набиуллина, назвавшая такие скидки скрытой формой конкурентной борьбы. Глава Сбербанка Герман Греф назвал скидочную политику маркетплейсов «торговым рабством».

Сами маркетплейсы расценивают инициативу крупных банков как попытку ограничить их развитие. Основательница Wildberries Татьяна Ким назвала предложение «уничтожением конкурентов», которое в итоге приведет лишь к росту цен для потребителей.

В Общественном совете Роспотребнадзора спрогнозировали повышение цен на маркетплейсах на 15-20% для конечных потребителей в случае ограничения скидок. По оценкам специалистов ВШЭ, опрошенных «Известиями», в случае отмены скидок на маркетплейсах товары могут подорожать на 30-35%. По мнению 64% россиян, которые совершают покупки через маркетплейсы, предложение запретить платформам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки является несправедливым, следует из результатов опроса ВЦИОМ.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag