«Металлоорганические каркасы обладают огромным потенциалом, открывая ранее невиданные возможности для создания индивидуальных материалов с новыми функциями», — отметила председатель Нобелевского комитета по химии Хайнер Линке.
Химики создали десятки тысяч различных металлорганических каркасов. Некоторые из них способны решать актуальные глобальные задачи, включая очистку воды от перфторалкильных соединений, разложение остатков фармацевтики в окружающей среде, улавливание углекислого газа и сбор воды из воздуха в засушливых регионах.
С 1901 по 2025 год Нобелевская премия по химии была присуждена 117 раз 200 лауреатам. Ученые Фредерик Сэнгер и Барри Шарплесс были удостоены Нобелевской премии по химии дважды. В общей сложности Нобелевскую премию по химии получили 198 человек.
Нобелевский комитет присудил премию по физике 2025 года Джону Кларку, Мишелю Х. Деворе и Джону М. Мартинису «за открытие макроскопического квантовомеханического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи». Призовая доля каждого лауреата составляет треть. Ученые продемонстрировали, как квантовое туннелирование и квантованные энергетические уровни проявляются в электрической цепи, достаточно большой, чтобы ее можно было держать в руке, открывая новые возможности для развития квантовых технологий следующего поколения — квантовых компьютеров, квантовой криптографии и сенсоров.
Нобелевскую премию 2025 года по медицине получили Мэри Брунков, Фред Рамсделл и Шимон Сакагучи за исследования периферической иммунной толерантности, которые помогли понять, почему иммунная система не атакует собственный организм, существенно улучшив знания о причинах отсутствия аутоиммунных заболеваний.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag