Офлайн-ритейлеры призвали кабмин ограничить скидки на маркетплейсах

Фото: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»
Топ-менеджеры сетей «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff и IRG направили премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с предложением ввести ряд ограничений для маркетплейсов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение. Подписанты письма подтвердили газете его отправку.

Ритейлеры, в частности, критикуют платформы за агрессивное снижение цен за счет селлеров, для которых увеличиваются размеры комиссий и штрафов. При этом публично маркетплейсы объясняют инвестиции в снижение стоимости товаров необходимостью поддерживать «привлекательные низкие цены», сказано в письме.

Гендиректор ПАО «М.Видео» Феликс Либ выразил мнение, что скидки оставаться «нормальным коммерческим инструментом», а не использоваться для вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования. Президент IRG Тихон Смыков обратил внимание, что при использовании аналогичного механизма в офлайн-рознице продажи перетекают на маркетплейсы. В результате платформы продвигают преимущественно ходовые товары, а не социально значимые, добавили в Hoff.

В связи с этим сети предлагают установить предельный объем средств, которые онлайн-платформы могут использовать для снижения цен за свой счет.

Офлайн-ритейлеры также обеспокоены из-за льгот для иностранных продавцов, в частности, из Китая, на крупных онлайн-площадках. В письме отмечается, что тарифы для них могут быть в десятки раз ниже, чем для местных селлеров, что «наносит прямой ущерб российским производителям».

Другое недовольство авторов письма связано с существующим беспошлинным порогом ввоза товаров из-за рубежа физлицами на уровне 200 евро, которым пользуются небольшие продавцы для перепродажи импортной продукции на маркетплейсах. Ритейлеры считают необходимым ускорить принятие нормы об уплате НДС при ввозе физлицами товаров, заказанных онлайн.

Источник «Коммерсанта», близкий к правительству, сообщил о получении обращения. В кабмине на запрос издания не ответили.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (объединяет крупные маркетплейсы) Артем Соколов пояснил в разговоре с «Коммерсантом», что комиссии селлерам покрывают расходы на IT-инфраструктуру, логистику, платежные системы и клиентский сервис. В Ozon сообщили, что продавцы сами выбирают модель работы с платформой, а рост тарифов там объяснили увеличением издержек. В Wildberries обратили внимание, что крупные офлайн-сети ограничивают доступ малых производителей, отдавая предпочтение крупным дистрибьюторам и товарам под собственными марками.

Пять крупнейших банков — Сбербанк, ВТБ, Т-Банк, Альфа-Банк и Совкомбанк — обратились к правительству и Госдуме с просьбой запретить маркетплейсам предоставлять дополнительные скидки при оплате картами их «дочерних» банков. Инициативу поддержала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, назвав такие скидки скрытой формой конкурентной борьбы, а глава Сбербанка Герман Греф охарактеризовал политику маркетплейсов как «торговое рабство». Основательница Wildberries Татьяна Ким назвала предложение «уничтожением конкурентов», которое в итоге приведет лишь к росту цен для потребителей.

Председатель правления Вайлдберриз банка Георгий Горшков подчеркнул, что если банки считают необходимым перенять практику США, где маркетплейсам запрещено иметь свои банки, то нужно соблюсти и вторую часть этого механизма, в соответствии с которой американские банки не могут иметь свои экосистемы. Его идею поддержал совладелец и первый зампредседателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский, призвав ввести симметричные ограничения для банков и маркетплейсов в части развития экосистем.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag