«Первое условие — распределение всех рисков. Бельгия никогда не станет нести риски такой операции в одиночку», — подчеркнул Барт де Вевер. Он добавил, что гарантии должны покрыть все потенциальные финансовые обязательства в случае изъятия активов РФ «с самого первого дня».
Второе условие — «ликвидность и защита от рисков». Euroclear должен иметь ресурсы, позволяющие компенсировать возможные российские контрмеры, а также исполнить обязательства в случае необходимости возврата средств российскому Центробанку — в рамках юрисдикции или в случае подписания мирного соглашения по Украине. Барт де Вевер напомнил, что использование заблокированных активов из Euroclear может иметь негативные последствия как для Бельгии, так и для других стран Европы. Он обратил внимание, что штрафы по двусторонним соглашениям о защите инвестиций за незаконную экспроприацию могут превышать стоимость самих активов.
Третьим условием для изъятия российских активов премьер Бельгии назвал «честное распределение расходов». Все государства Евросоюза, в которых хранятся активы РФ, должны участвовать в финансировании операции пропорционально. Лучшим вариантом, добавил премьер, было бы, если бы к этому механизму присоединились страны за пределами ЕС, входящие в «коалицию желающих».
Речь Барта де Вевера палата представителей встретила овациями.
В посте к опубликованному видео бельгийский премьер отметил, что распространяется «много ложных инсинуаций», чтобы оказать давление на Бельгию, но позиция Брюсселя «разумна и конструктивна». Бельгия, подчеркнул он, не намерена «обременять себя безответственными рисками».
3 декабря Еврокомиссия предложила два варианта финансовой поддержки Украины в 2026-2027 годах: кредит под залог замороженных российских активов в размере 210 млрд евро либо выделение кредита из средств из бюджета ЕС на 90 млрд евро. Окончательное соглашение по этому вопросу, как ожидается, должно быть достигнуто 18-19 декабря, когда лидеры ЕС соберутся в Брюсселе.
Москва предупредила, что любые попытки ЕС использовать замороженные российские активы без согласия РФ повлекут жесткие политические и экономические ответные меры. Официальный представитель МИД Мария Захарова подчеркивала, что у России есть достаточный набор контрмер. Министр финансов России Антон Силуанов говорил, что план ответных мер на конфискацию активов уже сформирован.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag