Совладелец Совкомбанка предложил запретить банкам владеть маркетплейсами

Фото: Елена Игнатьева/Фотобанк «Росконгресс»
Совладелец и первый зампредседателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский призвал ввести симметричные ограничения для банков и маркетплейсов в части развития экосистем.

«Ограничения для банков и маркетплейсов должны быть зеркальными, а данные [спорные] практики в экосистемах, как банков, так и маркетплейсов, должны быть устранены одновременно и как можно быстрее», — отметил он в комментарии РБК.

По словам Сергея Хотимского, банки поддержат любой вариант, который выберет государство, главное, чтобы в выигрыше остались потребители — то есть чтобы у них был выбор и «равные низкие цены для всех».

Так совладелец Совкомбанка оценил заявление предправления Вайлдберриз банка Георгия Горшкова, который на XI Банковской юридической конференции 4 декабря подчеркнул, что если банки считают необходимым перенять практику США, где маркетплейсам запрещено иметь свои банки, то нужно соблюсти и вторую часть этого механизма, в соответствии с которой американские банки не могут иметь свои экосистемы.

Крупные банки, включая ВТБ и Сбербанк, настаивают на запрете для маркетплейсов вводить прямые скидки и косвенные формы финансирования покупок, включая бонусные программы. Глава «Сбера» Герман Греф назвал существующую практику привязки скидок к картам дочерних банков «торговым рабством». Он отметил, что Сбербанк не против скидок на маркетплейсах, но в то же время он выступает за равные условия конкуренции для разных банков.

24 ноября председатель Банка России Эльвира Набиуллина направила в Минэкономразвития свои предложения по ограничению финансовых продуктов маркетплейсов. В частности, глава ЦБ считает необходимым запретить установление разных цен в зависимости от способа оплаты и подключить к контролю за этим процессом ФАС. Также регулятор предлагает запретить продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков.

При этом 3 декабря зампред Банка России Алексей Гузнов заявил «Известиям» о возможности отложить корректировку закона о платформенной экономике на фоне спора банков с маркетплейсами.

Маркетплейсы предупредили, что реализация инициативы крупных банков может привести к удорожанию товаров для миллионов россиян. Основательница Wildberries Татьяна Ким в открытом письме назвала предложение «уничтожением конкурентов», которое в итоге приведет лишь к росту цен для потребителей.

В защиту скидок на маркетплейсах выступили малые и средние банки России. Согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян также не поддерживает отмену программ лояльности на платформах.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag