У страховщиков появится единый антифрод-сервис

Фото: Мобильный репортер/Агентство «Москва»
Национальная страховая информационная система (НСИС) в первой половине 2026 года запустит для страховщиков единый цифровой сервис по борьбе с мошенничеством. Об этом рассказал «Ведомостям» генеральный директор НСИС Николай Галушин.

Сейчас ведется согласование ее архитектуры с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и страховыми компаниями.

По словам Николая Галушина, новый инструмент будет анализировать данные страховых портфелей и выявлять договоры и убытки, которые отличаются от рыночной «нормы». Алгоритмы, основанные на машинном обучении, смогут оценивать частоту ДТП, повторяемость событий и роли участников аварий — виновников и пострадавших. При обнаружении отклонений будет проводиться детальная проверка с участием страховщика, добавил он.

Наибольшее число попыток обмана, по оценке участников рынка, приходится на автострахование — ОСАГО и каско. В «Росгосстрахе» отметили, что именно на эти виды приходится более 90% случаев мошенничества. Служба безопастности «Согаза» только за 2024 год и девять месяцев 2025-го предотвратила более 1,5 тыс. попыток незаконного получения выплат и выявила 19 организованных групп.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков и директор по защите активов РСА Сергей Ефремов пояснил, что задача системы — видеть полную картину: анализировать страховые случаи по всей базе, а не по отдельным компаниям или видам страхования. Так можно выявлять группы лиц, оформляющих полисы каско в разных компаниях и поочередно участвующих в подставных авариях, отметил он.

По словам Николая Галушина, уже сейчас страховщики могут получать информацию по отдельным показателям, например, о двойном страховании или тотальных страховых случаях. Новый сервис должен значительно расширить этот функционал и позволить устанавливать связи между участниками подозрительных случаев.

В «Росгосстрахе» отмечают, что распространенные схемы мошенничества включают подставные ДТП на кольцевых развязках и инсценировки аварий в местах без видеонаблюдения. В каско часто встречаются случаи фиктивных наездов на препятствия, когда автомобиль заранее имеет повреждения.

Страховщики позитивно оценивают инициативу. В «Росгосстрахе» и «Согазе» считают, что сервис станет важным инструментом для служб безопасности. В «РЕСО-гарантии» заявили, что принимают участие в разработке и рассчитывают на эффективность новой системы. Представитель «Согласия» добавил, что основная трудность борьбы с мошенничеством заключается в отсутствии единого информационного пространства: злоумышленники работают сразу с десятками компаний, каждая из которых видит лишь часть схемы.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag