Ожидается, что многоразовое использование первой ступени приведет к существенной оптимизации затрат на космические запуски. «Сейчас первую ступень используют по нескольку раз — и за счет этого происходит колоссальная экономия», — пояснил Дмитрий Баканов, ссылаясь на опыт США, Китая и Японии.
По его словам, в российском проекте предусмотрено, что ступень может быть использована повторно до пяти—семи раз. Разработка войдет в структуру действующего национального космического проекта.
Вопрос повторного использования ступеней обсуждается в российской космической отрасли не впервые. В 2020 году «Роскосмос» подписал контракт на эскизное проектирование комплекса «Амур-СПГ» с метановым двигателем и возвращаемой ступенью. Разработкой занимается РКЦ «Прогресс», стартовая площадка — космодром «Восточный». Первый пуск был запланирован на 2026 год. Ранее предполагалось, что ступень сможет выдержать не менее 10 циклов.
Технологии повторных пусков активно развиваются в частном секторе. С 2010 года SpaceX провела около 500 успешных запусков Falcon 9 с возвратом первой ступени. Falcon 9 не имеет формального ограничения по числу повторов, хотя каждая последующая сборка требует дополнительного технического обслуживания.
Весной 2021 года основатель и генеральный директор SpaceX Илон Маск, комментируя проект «Амур-СПГ», назвал его «хорошим шагом», но рекомендовал стремиться к полному повторному использованию. В 2025 году успешные испытания многоразовых ракет также провели японская компания Honda и китайская Beijing Space Epoch Technology с прототипом ракеты Hiker.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag