В «Сбере» рассказали, как подсчитали неуплаченные маркетплейсами налоги

Фото: Киселев Сергей/Агентство «Москва»
1,5 трлн руб. неуплаченных маркетплейсами налогов — это упущенные бюджетом налоги с предпринимателей маркетплейсов, которые пользуются налоговыми льготами, или нерезидентов, сообщает РБК со ссылкой на отчет банка «Налоговый арбитраж на маркетплейсах». В «Сбере» подтвердили изданию подлинность документа.

При подсчете неуплаченных маркетплейсами налогов Сбербанк нашел разницу между потенциальными выплатами НДС в бюджет со всех продаж на платформах онлайн-торговли по средней базовой ставке, характерной для классического ретейла (21%, по данным «Сбера»), и оценкой фактической уплаты НДС селлерами, работающими на маркетплейсах по упрощенной системе налогообложения (УСН).

По оценке банка, сумма упущенных бюджетом налогов в 2026 году составит 1,5 трлн руб., в 2025-м — 1,1 трлн руб. Схожую оценку 18 ноября привел глава «Сбера» Герман Греф. По его словам, маркетплейсы в этом году недоплатят налогов в бюджет на сумму 1,5 трлн руб. Он отметил, что платформы онлайн-торговли находятся «вне налоговой конкуренции» и что скидки на товары на маркетплейсах предоставляются за счет покупателей.

Налоговый арбитраж представляет собой практику получения прибыли за счет разницы между налоговыми системами, режимами и ставками, поясняет РБК. Согласно методике «Сбера», речь идет не о неуплаченных налогах, а о налоговом арбитраже, когда один субъект рынка уплачивает меньше налогов по сравнению с другими участниками, которые ведут аналогичную деятельность, уточнил представитель банка.

В отчете «Сбера» отмечается, что маркетплейсам удается успешно работать не только из-за их бизнес-модели, но и существенных налоговых послаблений: продавцы таких площадок обычно находятся на УСН либо являются нерезидентами. НДС с их оборота не уплачивается или вносится по пониженным ставкам, указали в банке. Сбербанк оценил долю оборота маркетплейсов, которая приходится на микро- и малый бизнес на УСН, в 60% в денежном выражении, что составляет 6,8 трлн руб. в текущем году. Самую значительную выгоду получают участники рынка, вовлеченные в серый импорт, в результате чего не уплачиваются ни НДС на импортные товары, ни таможенные пошлины, отмечается в документе.

Аналитики Сбербанка также выявили, что около 7% продавцов площадок с долей в обороте 18% регистрируются в регионах с налоговыми льготами по УСН, таких как Калмыкия, Удмуртия, Мордовия, Чечня и Дагестан, и не платят в полной мере и этот налог. Банк оценил потери бюджетов всех уровней от массовой регистрации продавцов в регионах с льготным режимом УСН в 60 млрд руб. в год.

После того, как Герман Греф заявил о недоплате 1,5 трлн руб. налогов со стороны маркетплейсов, крупные банки, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Т-банк и Совкомбанк, направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с предложением запретить маркетплейсам вводить прямые скидки и косвенные формы финансирования покупок, включая бонусные программы, сообщил ТАСС со ссылкой на текст письма (есть в распоряжении редакции). ЦБ обратился в Минэкономразвития с предложением ограничить финансовые продукты маркетплейсов, в том числе запретить установление разных цен в зависимости от способа оплаты и подключить к контролю за этим процессом ФАС.

Маркетплейсы предупреждали, что реализация инициативы крупных банков может привести к удорожанию товаров для миллионов россиян. В Wildberries отметили, что инициатива ограничит развитие банков маркетплейсов и самих платформ и создаст «негативные долгосрочные последствия для экономики, бизнеса и инфляции». В Ozon уточнили, что запрет коснется 85 млн покупателей, особенно в малых городах и селах, где доступность товаров офлайн ограничена. Там обратили внимание, что сами банки продолжают использовать аналогичные скидки и программы лояльности.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag