ВЦИОМ: 61% россиян заявили о замене ушедших брендов отечественными компаниями

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Большинство (61%) россиян считают, что российские компании смогли заместить ушедшие бренды, показал опрос ВЦИОМ. В исследовании приняли участие 1,6 тыс. россиян старше 18 лет.

Из них 44% отметили, что отечественный бизнес смог заместить западные бренды полностью или по большинству товаров, еще 17% заявили о полном импортозамещении. Сегодня лишь около трети россиян сожалеют об уходе иностранных брендов, тогда как 65% отмечают, что это никак не сказалось на них или их семьях.

Среди тех, кто почувствовал изменения из-за санкций, чаще всего упоминаются рост цен и инфляция, снижение ассортимента в магазинах, блокировка приложений и соцсетей. Ощущение личного удара от ухода иностранных брендов за три года заметно ослабло, даже среди молодежи, которая в 2022 году реагировала более эмоционально. Старшие поколения практически полностью вышли из зоны тревоги: уход брендов никак не изменил их повседневную жизнь, отметили аналитики.

Спустя три года после массового ухода западных компаний большинство россиян (45%) не переживают об этом. Особая чувствительность сохраняется только в узких нишах, таких как IKEA (7% сожалеет об уходе бренда), McDonald’s (3%), автомобильная отрасль (6%), IT-продукты (2%) и брендовая одежда (2%). Чем старше респонденты, тем легче им было адаптироваться к уходу иностранных компаний.

«Спустя три года после массового исхода западных компаний из России можно подвести некоторые итоги. Ассортимент товаров и услуг стал меньше, особенно в высоком ценовом сегменте, но критически не изменился. По-настоящему серьезных дефицитов не возникло, хотя многие товары подорожали или стали хуже качеством», — отмечает Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ.

Опрос показал, что отечественные компании смогли закрыть основную часть потребностей граждан, хотя полностью заместить ушедшие бренды не удалось, сказано в сообщении ВЦИОМ. Наибольшие трудности остаются в технологически сложных секторах, таких как автомобилестроение и гражданское авиастроение.

«В целом адаптация населения к новой конфигурации потребительского рынка состоялась и не привела к сколько-нибудь значимым потрясениям. Сохраняющиеся локальные дефициты, однако, требуют более сосредоточенной и эффективной работы нашей промышленности и более активной позиции государства», — резюмирует Валерий Федоров.

Исследование ЦСР показало, что почти четверть иностранных компаний ушли с российского рынка безответственно и фактически не смогут вернуться — в красный список попали Amazon и PayPal. Еще 4,3% компаний получили бордовый статус за испорченную репутацию (Cisco, Pfizer). В желтую категорию вошли фирмы, которые не проявили достаточной ответственности при уходе, включая H&M, Dell, Ubisoft и IKEA. Зеленые компании, покинувшие рынок с ответственным подходом и потенциально способные вернуться, — Airbnb, Nestle, McDonald’s, Michelin и Apple. Президент Владимир Путин подчеркнул, что возвращение зарубежного бизнеса должно сопровождаться гарантией добросовестного ведения дел, при этом преимущество следует оставить за российскими производителями.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag