ВЦИОМ: 64% россиян считают несправедливой отмену скидок на маркетплейсах

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Большинство россиян, пользующихся маркетплейсами, негативно воспринимают инициативу крупнейших банков запретить скидки при оплате покупок картами банков маркетплейсов, следует из данных опроса ВЦИОМ. В исследовании приняли участие 1,2 тыс. респондентов старше 18 лет.

По мнению 64% респондентов, которые совершают покупки через маркетплейсы, предложение запретить платформам предоставлять скидки при оплате покупок через их банки является несправедливым. Обратного мнения придерживаются 13% опрошенных, следует из результатов исследования. Больше 70% респондентов согласны с утверждениями, что в результате запрета на предоставление скидок в зависимости от способа оплаты цены на товары на маркетплейсах вырастут (78%), а малый и средний бизнес пострадают (71%).

В сообщении ВЦИОМ говорится, что в обществе сформировался консенсус: предложенные банками ограничения воспринимаются как шаг не в интересах людей, а в пользу крупных игроков финансового рынка.

С предложением ограничить возможности маркетплейсов предоставлять скидки покупателям выступили крупнейшие финансовые организации России, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-Банк. 20 ноября кредитные организации направили соответствующее письмо спикеру Госдуму Вячеславу Володину. Их претензии поддержал Банк России, направив в Минэкономразвития свои предложения по ограничению финансовых продуктов маркетплейсов.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина обратила внимание, что «дочки» онлайн-платформ «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка». В Минэкономразвития «Коммерсанту» сообщили, что письмо Банка России прорабатывается, и отметили, что внедрение тех или иных ограничений применительно к скидкам нужно рассматривать комплексно.

В ответ маркетплейсы предупредили, что реализация инициативы крупных банков может привести к удорожанию товаров для миллионов россиян. Согласно тексту открытого письма от имени основательницы Wildberries Татьяны Ким в адрес Центробанка, правительства РФ и Совфеда, у банков уже есть все инструменты для конкуренции — возможность начислять кешбэк и бонусы за покупки на маркетплейсах. По ее словам, суммарная прибыль пяти крупнейших банков по итогам девяти месяцев 2025 года в 24 раза превышает совокупную прибыль e-commerce банкинга: 1,93 трлн руб. против 79 млрд руб., которые получили «ВБ Банк», «Озон Банк», «Яндекс Банк» и экосистемный МТС Банк, следует из письма, текст которого опубликовал «Коммерсантъ».

Татьяна Ким считает, что истинная цель банков — «снизить собственные затраты на кешбэки, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов». Реализация их инициативы, по мнению автора письма, приведет к «стагнации российского бизнеса, разгону инфляции и радикальному ухудшению конкурентной среды».

По оценкам специалистов ВШЭ, опрошенных «Известиями», в случае отмены скидок на маркетплейсах товары могут подорожать на 30-35%. Против отмены скидок также выступила партия «Справедливая Россия» (СП). По словам главы думской фракции СП Сергея Миронова, каждая российская семья в среднем экономит около 50 тыс. руб. благодаря существующим предложениям маркетплейсов.

На сторону маркетплейсов встал крупный российский предприниматель Олег Дерипаска. Он назвал крупные банки «кабальными» и призвал их не «плакаться о скидках». «Просто дайте скидки на ипотеку, на автомобильный кредит, на лизинг, на всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши», — написал бизнесмен в своем Telegram-канале.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag