Интервью

Как показывает практика

Студенты не хотят работать бесплатно

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
33% российских студентов не готовы проходить неоплачиваемую стажировку, даже временно и даже ради будущей карьеры. 67% готовы, но только в крупной компании и в качестве временного формата занятости. Об этом говорится в свежем исследовании аналитического центра университета «Синергия», результаты которого изучил «Эксперт».

Опрос, который лег в основу исследования, проводился онлайн 21–22 июля, в нем приняли участие 5,1 тыс. человек — студенты различных вузов. Участники исследования, помимо прочего, отвечали на вопрос о том, достаточно ли им практики, предусмотренной их учебной программой. 36% дали отрицательный ответ и отметили, для получения опыта нужно искать дополнительные возможности. Еще 41% заявили, что им вполне хватает практики от вуза, а 23% затруднились ответить. Еще одной проблемой летней практики участники опроса посчитали необходимость искать стажировки самостоятельно. Три четверти студентов заявили, что им пришлось заниматься вопросами поиска практики без участия вуза. 54% искали стажировку самостоятельно и нашли ее, 20% — искали, но безуспешно. Ещё 26% сообщили, что вуз организовал этот процесс за них.

Чем практика отличается от стажировки


Летняя практика — используемый не всеми, но очень многими российскими вузами элемент учебной программы, в ходе которой студенты некоторых курсов летом в течение нескольких недель или месяцев работают в компаниях по своему профилю. Для некоторых направлений, к примеру, педагогических и медицинских практика — обязательная часть программы. Другие вузы могут заменять ее проектными работами.

Стажировка же чаще всего носит добровольный характер. Зачастую она становится ступенью к трудоустройству, в то время как практика — скорее этап обучения.

Как показал опрос, 26% студентов хотели бы проходить практику в крупной компании, 20% — в небольшой команде, а 15% — в государственной структуре. Для 39% масштаб компании не имеет принципиального значения.

После окончания вуза 43% респондентов собираются работать по специальности, 30% готовы остаться в профессии при наличии интересной работы, а 21% не планируют связывать карьеру с текущим направлением обучения. Еще 6% затруднились ответить. Уже сейчас среди опрошенных 31% работают по специальности, 24% — не по специальности, 20% проходят обязательную учебную практику, а 25% — не трудоустроены.

Ключевыми критериями оценки стажировок студенты назвали интересные задачи (28%), оплату (22%), гибкий график (19%), возможность трудоустройства (11%), дружелюбную атмосферу (8%), престиж компании (7%) и удаленность от дома (5%). Почти половина студентов (48%) считают, что стажировки — важнейший канал профессионального роста. Однако 35% отмечают, что ценность стажировки зависит от ее качества, а 17% и вовсе называют ее формальностью.

«Сегодня студенты настроены прагматично: они готовы работать и развиваться, но при этом чётко оценивают ценность своего времени, — прокомментировал результаты исследования ректор университета „Синергия“ Артем Васильев. — Это сигнал вузам и работодателям — важно не просто формально организовать стажировку, а наполнить ее реальным содержанием, которое даст практические навыки и понимание профессии».

«Для повышения качества практик важно уделять большое внимание работе с предприятиями и бизнесом, — заявил „Эксперту“ ректор Дальневосточного федерального университета Борис Коробец. — Тут вузам и партнерам еще есть над чем работать». Он считает, что без практики студенты не смогут хорошо освоить выбранные профессии, а «выход к работодателю позволяет студенту самому оценить уровень своих знаний, откалибровать их относительно задач работодателя, определить зоны роста и точки более глубокого погружения в теорию на будущий учебный год».

В большинстве вузов летняя неоплачиваемая практика длится 2–3 недели, реже — месяц или больше. Такой формат знакомства с профессией полезен, но только на первом-втором курсе, пояснил «Эксперту» исполнительный директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский, к которому на практику часто приходят студенты. «Но на третьем-четвертом практика уже должна быть глубокой, не менее полугода, — отметил он. — И я против практики, которая длится 2–3 недели, она не дает ничего, кроме дезориентации и потери времени».

То, что студенты сейчас очень заинтересованы в практикоориентированном обучении, отмечают и социологи. Об этом «Эксперту» рассказал директор по развитию Аналитического центра ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев: «Они больше не стремятся спрятаться за образованием от рынка труда, наоборот, очень заинтересованы в том, чтобы начать работать как можно раньше. Исследование, которое мы провели весной этого года, показало, что 32% старшекурсников университетов заняты или были заняты в формате постоянной работы в свободное от учебы время; 17% работали во время каникул; у 13% была разовая работа во время учебного года; 4% работали вместо учебы, так как в их вузах это было допустимо».

Также учащиеся вузов понимают, что образование в полной мере не всегда может отвечать ожиданиям работодателей, отметил Ермолаев. Причем связано это не с тем, что вузы неправильно учат, а с тем, что в индустрии 4.0 (то есть индустрии после четвертой промышленной революции, в которой преобладают информационные технологии) изменения происходят так быстро, что адаптироваться в условиях постоянно меняющихся запросов рынка крайне сложно: «Поэтому студенты осознают — если хочешь устроиться на хорошую работу, то уже во время учебы помимо знаний, что дает вуз, нужен реальный опыт у конкретного работодателя в той сфере, куда ты потом планируешь трудоустроиться».

Для эффективной практики важно соблюдать несколько условий, считает представитель ВЦИОМ. Во-первых, студент должен практиковаться по той специальности, по которой он хочет работать после вуза. Во-вторых, работодатель обязан не просто формально отдавать практикантам низкоквалифицированную работу, а помогать им полноценно погрузиться в свой бизнес-процесс. «Очень важно, чтобы студент, получая задание от вуза в виде практики, воспринимал это не просто как формальную отработку для получения зачета, а как полноценное погружение в мир работодателя, — сказал Ермолаев. — И здесь жизненно необходимо, чтобы при проектировании практики работодатели с вузами тесно взаимодействовали».

Летняя практика студентов нужна не только им самим, но и работодателям, сказала «Эксперту» руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании UTEAM Анна Четаева. Сами учащиеся благодаря таким стажировкам могут развить необходимые для работы навыки, а компаниям наличие такого опыта говорит об умении будущего соискателя адаптироваться к рабочим условиям и задачам. «Для компаний найм практикантов является отличной возможностью выявить наиболее талантливых и перспективных кандидатов для дальнейшего трудоустройства», — отметила она. Однако стажировки и практика могли бы быть еще эффективнее, если бы бизнес больше сотрудничал с университетами и их центрами развития, вовлекал студентов в реальную работу и развивал системы обратной связи от наставников, считает Анна Четаева.

Развивать стоит и оплачиваемые стажировки, поощрять у студентов желание зарабатывать, уверен Александр Мачевский: «Только необходимо понимать, что если нет достаточных знаний в экономике или корпоративных финансах, то вряд ли тебя сразу возьмут в корпорацию или банк. На тебя захотят посмотреть какое-то время, не оплачивая то, что человек не стоит на рынке». Поэтому бесплатная практика — это не антоним платной стажировки, это просто другой, более долгосрочный формат работы компании с потенциальным соискателем.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Рынок облигаций достиг годового максимума
Мнения,
Как торговая война США скажется на ее оборонной промышленности
Лучшие фильмы и сериалы о «белом штате»