Нетоксичное отношение

Какие возможности открывают принципы ESG для российского бизнеса

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Несмотря на общий глобальный тренд, ESG-трансформация в России имеет ряд особенностей — например, организация может фокусироваться не на сохранении климата, а на безопасности товаров и услуг для своих пользователей. Есть и глобальная проблема: если для одних компаний экологичные принципы буквально «зашиты» в бренд и подтверждены стандартами, то для других — это всего лишь маркетинг. «Эксперт» разобрался, как именно используются принципы ESG в России и почему их важность возрастает с каждым годом.

ESG представляет собой концепцию устойчивого развития бизнеса, охватывающую три ключевые области: Environment (экология), Social (социальная ответственность) и Governance (корпоративное управление). Экологическая составляющая направлена на минимизацию вреда окружающей среде путем снижения выбросов, эффективного использования ресурсов и защиты биоразнообразия. Социальный аспект предполагает уважение прав сотрудников и этическое ведение бизнеса. Наконец, корпоративное управление обеспечивает прозрачность, ответственность руководства и защиту интересов акционеров. Иными словами, компания, которая придерживается принципов ESG, должна быть «нетоксичной» во всех отношениях.

Применение ESG-стратегии позволяет организациям привлекать инвестиции, повышать лояльность клиентов и партнеров и эффективно управлять рисками, благодаря чему бизнес становится более устойчивым, конкурентоспособным и привлекательным для широкой аудитории заинтересованных сторон.

Неудивительно, что компании стремятся демонстрировать свои достижения в направлении ESG. В частности, аналитики заметили ежегодный рост ESG-отчетности в России. Для большинства компаний основная цель публикации такой отчетности — это PR и улучшение деловой репутации.

Готовность компаний к внедрению экологичных принципов подтверждается различными рейтингами. Так, Forbes с 2021 г. составляет рейтинг лучших работодателей России в области устойчивого развития. Оценка проводится по трем направлениям устойчивого развития: «Экология», «Сотрудники и общество» и «Корпоративное управление». В недавнем рейтинге лидерами были признаны «Авито», «Аэрофлот», «Яндекс», «Сбер», X5 Group, «Норникель» и др.

По данным рейтинга РБК и агентства НКР, в 2025 г. наибольший прирост внедрения ESG-практик показали такие отрасли, как строительство и информационные технологии. Строительная отрасль вырвалась вперед по экологическим и управленческим аспектам: компании-лидеры стали регулярно учитывать свое воздействие на природу — от углеродного следа строительных материалов до управления отходами на объектах. Кроме того, вырос спрос со стороны покупателей на зеленые стандарты жилья, а банки всё чаще стали предлагать льготные зеленые ипотеки. Победителем рейтинга стал финансовый сектор — банки и страховые компании, которые выстроили четкие структуры советов директоров, комитеты по рискам и устойчивому развитию, внедрили прозрачные системы вознаграждений и предложили сотрудникам сильные соцпакеты.

Особенности национального ESG

ESG-повестка в России несколько отличается от других стран, в частности европейских, где компании больше фокусируются на декарбонизации и защите климата. В России делают акцент на экологических и социальных вопросах, а также на безопасности.

В нашей стране ESG-подходы тесно связаны с возможностями компании — размером бизнеса, финансовыми, временными и человеческими ресурсами, отмечает руководитель направления «Экология» в «Яндексе» Надежда Васякина. Если крупные компании, особенно в IT, финансовом секторе и промышленности, уже активно интегрируют принципы устойчивого развития, то малый и средний бизнес часто больше фокусируется на операционных задачах.

При этом ESG-повестка в России находится под государственным контролем, и регулятор разрабатывает преференции, чтобы стимулировать компании следовать экологичным принципам, рассказывает директор по устойчивому развитию Х5 Мария Подкопаева. Появилась интеграция в госзакупки определенных элементов ESG при выборе подрядчика, есть развитие социального капитала бизнеса, который был создан, чтобы оценить вклад компании в национальные цели и поощрить компании за этот вклад. Наконец, существует ЭКГ-рейтинг, который фокусируется на бизнесе, представленном в регионах.

Как отмечает Васякина, партнеры, клиенты и регуляторы всё чаще учитывают ESG-факторы при принятии решений. Компании, которые игнорируют эти тренды, могут столкнуться с ограничениями — например, при привлечении инвестиций или выходе на новые рынки. Эксперт убеждена, что в долгосрочной перспективе устойчивые практики станут стандартом для всех: «При этом важно, чтобы ESG-принципы работали на реальные изменения, а не для галочки. Стоит не только внедрять их внутри компании, но и создавать технологии, которые помогают другим бизнесам становиться экологичнее и социально ответственнее — например, через сервисы для оптимизации логистики или снижения энергопотребления».

В условиях, когда каждый третий товар на маркетплейсе содержит «зеленые» заявления, главным вызовом становится борьба с «гринвошингом» — маркетинговой тактикой, когда компании вводят потребителей в заблуждение, представляя свои продукты или деятельность как более экологичные, чем они есть на самом деле.

Для добросовестных компаний инструментом «реальной устойчивости» стала добровольная сертификация. «Лучше намеренно поместить себя в жесткие рамки независимых стандартов и вести открытый диалог с потребителем. Это защита от иллюзий и маркер доверия», — отмечает руководитель направления устойчивого развития SYNERGETIC Любовь Вдовых.

Экологичность как основа бизнеса

Ряд компаний не просто внедряют принципы ESG, но делают экологичность частью бизнес-модели: позволяют перепродать одежду и тем самым снизить свой углеродный след, предлагают бытовую химию в многоразовой упаковке и т.д. По данным исследования «Авито» за первое полугодие 2025 г., 82% россиян активно участвуют в цикле повторного использования вещей: передают их друзьям, отдают на благотворительность, продают через онлайн-платформы или направляют на переработку.

«Экологичность — это не фундаментальная норма, которая необратимо меняет бизнес и потребительские привычки. Наши наблюдения за поведением пользователей подтверждают: интерес к ресайклингу и переиспользованию растет системно, превращаясь в устойчивую модель потребления. Мы уверены, что этот вектор будет только усиливаться, формируя новую норму ответственного потребления», — рассказывает представитель «Авито».

ESG-компании, у которых бизнес строится на осознанном потреблении пользователей, стремятся сделать экологичное поведение массовой привычкой не через разовые кампании, а через инфраструктуру и сервисы, которые работают каждый день, говорит управляющий партнер российского производителя и оператора фандоматов и оборудования для сбора вторсырья Ecoplatform Иван Гусаков. «В других отраслях ESG часто развивается как направление, которое присоединяют к уже существующим процессам. У нас же всё идет в обратном порядке: сначала принцип, затем продукт и его стратегия», — подчеркивает он.

Так, по его словам, экология становится частью маркетинга и клиентского опыта. Экологичные проекты дают новые форматы взаимодействия с аудиторией — от бонусов за раздельный сбор до совместных инициатив с брендами, добавляя продукту дополнительный смысл.

Для компаний, чей основной продукт изначально связан с экологией, ESG-принципы выглядят иначе, чем для другого бизнеса, поясняет Вдовых. По ее словам, если для банков или промышленности ESG это зачастую надстройка, способ минимизировать вред или оптимизировать процессы, то для компаний с экологичным профилем это фундамент бизнес-модели. Принципы ESG интегрированы в ДНК компании: их не «внедряют», с ними растут.

Мода или новая норма?

Экологичность уже стала объективной необходимостью. Климатические изменения, истощение ресурсов и запрос общества на ответственность бизнеса превращают ее из тренда в обязательный элемент стратегии компании.

«Мы видим, что экологичность — это не только про имидж, но и про эффективность. Например, переход на „зеленую“ энергетику в дата-центрах или оптимизация маршрутов доставки сокращают затраты и снижают нагрузку на окружающую среду. Такие решения быстро окупаются и приносят пользу всем», — отмечает Васякина.

Все принципы экологичности непосредственно связаны с деньгами, соглашается Подкопаева. «На примере Х5 мы ставим себе цели по декарбонизации. При этом вся декарбонизация для нас связана с ресурсоэффективностью и снижением наших операционных затрат. Один из примеров — работа с отходами. Когда X5 передает отходы в переработку, то не только снижает свое экологическое воздействие, но и зарабатывает (9 млрд руб. за прошлый год). Экологичность для нас равно экономичность и бережливость», — резюмирует она.

ESG — это эволюция бизнеса, а не временная кампания. Некоторые компании могут использовать его поверхностно, те, кто интегрирует устойчивые практики в основную деятельность, получат долгосрочные преимущества: снижение рисков, лояльность клиентов и доступ к «зеленому» финансированию. «Экспертное сообщество полагает, что в России тренд будет усиливаться, особенно в условиях импортозамещения. Компании, которые разрабатывают экологичные технологии или снижают зависимость от иностранных ресурсов, окажутся в выигрыше», — заключает Васякина.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы