Переезд на цифру

Как цифровизация переписывает логику перевозок

Замена. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Цифровые технологии кардинально меняют транспорт и логистику. Беспилотные грузовики, электронный документооборот и умные алгоритмы — уже не далекая перспектива, а рабочая повестка отрасли.

В преддверии форума «Цифровая транспортация 2025» директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова рассказала «Эксперту» о передовых разработках, с какими вызовами сталкивается бизнес и что даст отрасли масштабная профессиональная площадка для диалога.

Полина Давыдова

Директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»

— Что специалисты понимают под словом «цифровизация транспорта»?

— Самые интересные направления — это беспилотные технологии и полный переход отрасли на безбумажный документооборот, использование инновационных способов оплаты на общественном транспорте.

На трассах М-11 и ЦКАД в рамках проекта Минтранса «Беспилотные логистические коридоры» 2,5 года курсируют высокоавтоматизированные тягачи: они перевезли уже более 1 млн куб. м товаров. В Сириусе, Иннополисе и Москве курсируют беспилотные такси. Паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» управляются дистанционно: за полтора года они перевезли свыше 2 млн т грузов.

В сентябре этого года в Москве начал курсировать полностью автономный трамвай: он ездит по маршруту без водителя. На Московском центральном кольце уже год работает «Ласточка» с высоким уровнем автоматизации: машинист присутствует в салоне, но в основном наблюдает, а поезд управляется в автономном режиме.

В пассажирских перевозках активно развиваются бесконтактные способы оплаты — по биометрии и геолокации, сейчас они доступны в Москве, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ярославле, Ижевске, Твери, Перми и Костроме.

— Какие основные цифровые продукты сейчас использует транспорт?

— Для грузового и пассажирского транспорта широко используется ГИС ЭПД — государственная информационная система, которая позволяет оформлять, обрабатывать, хранить и показывать документы и сведения о перевозках в электронном виде. В системе работают компании из 83 регионов России.

Следующий шаг — создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), которая объединит участников перевозок по единым правилам и упростит взаимодействие, что снизит транзакционные издержки.

Параллельно активно внедряют искусственный интеллект. Сегодня он используется для предиктивного ремонта подвижного состава и анализа грузопотоков в системах машинного зрения. По данным прошлого года, 28% российских транспортных компаний уже используют технологии на базе ИИ, 29,7% планируют внедрить их в течение трех лет.

— Беспилотная логистика — это грузовики, которые движутся по трассам без участия водителя. Но в чем плюсы, если сейчас он всё равно присутствует в кабине?

— Беспилотная логистика развивается постепенно: чтобы грузовик мог ехать полностью автономно, он проходит ступени автоматизации от первого до пятого уровня. Для полного исключения водителя необходимо пройти несколько этапов тестирования. На первом требуется проехать около 20 млн км с водителем за рулем. Затем необходимо провести испытания с водителем, находящимся на пассажирском месте, преодолев еще около 5 млн км — на этом этапе автоматизации мы сейчас как раз и находимся. Только после завершения всех этапов можно будет полностью отказаться от присутствия водителя в кабине. По нашем расчетам, это произойдет уже в 2027 г.

— Расскажите об инфраструктуре для обеспечения цифровизации транспорта: что должно быть учтено?

— Для цифровизации нужна умная инфраструктура, которая может работать при нестабильной связи. Сейчас все беспилотные перевозки проходят по трассам ГК «Автодор», потому что новые участки изначально проектируют с учетом автономного грузового движения, к тому же на них нет перекрестков и светофоров.

Цифровая экосистема таких дорог — это единая инфраструктура, объединяющая разные цифровые решения для управления магистралями. В нее входят, например, системы бесшовного взимания платы, управление движением в реальном времени, моделирование транспортных потоков и цифровые двойники дорог.

— Немаловажный вопрос — кибербезопасность, какие решения предлагаются?

— Существует множество способов защитить цифровые данные перевозчиков, и все они применяются при создании транспортных цифровых платформ. Например, в ГИС ЭПД каналы связи шифруются, а документы подписываются электронными подписями.

Защита данных тесно связана с переходом на отечественное программное обеспечение. По поручению правительства, летом 2022 г. были созданы индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов. Также Минтранс России и крупнейшие компании отрасли выступили с инициативой создания единого центра компетенций по вопросам кибербезопасности на транспорте. Очень важно иметь консолидированную позицию рынка, обмениваться информацией и лучшими практиками в вопросах киберзащиты.

— С какими проблемами бизнес может столкнуться при переходе в цифру, как их можно решить?

— Трудности с переходом в цифровой формат в основном связаны со страхами: бизнес порой недолюбливает новые технологии и не сразу им доверяет. Тем не менее процесс идет и всё больше участников отрасли выбирают цифровые продукты.

Растет спрос на сервисы отслеживания грузов с электронными навигационными пломбами. В этом году такие пломбы стали обязательными при перевозках ряда товаров из Беларуси в Россию, в том числе табачной продукции. Поначалу мера вызывала критику: говорили о сложностях и удорожании перевозок. Но в итоге крупнейшие табачные компании выиграли — доля контрафакта на рынке заметно уменьшилась буквально за полгода.

— Уже 1 октября в Москве состоится форум «Цифровая транспортация 2025». Какие ключевые темы будут в центре внимания?

— Форум действительно совсем близко, и мы воспринимаем его как главную профессиональную встречу года. Это возможность собрать на одной площадке представителей государства, бизнеса, транспортных компаний, ИТ-разработчиков, чтобы не просто обсудить тренды, а договориться о конкретных шагах.

В этом году мы делаем акцент на практику: обмен опытом внедрения цифровых решений между регионами, искусственный интеллект на транспорте, вопросы кибербезопасности, внедрение обязательного электронного документооборота и практические выгоды от создания НЦТЛП. Отдельный интерес — к кейсам беспилотных перевозок и к тому, как строить инфраструктуру под новые технологии. Безусловно, обсудим кадровые вопросы: как подготовить и заинтересовать будущих транспортных цифровизаторов.

В рамках форума пройдет заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Эффективная транспортная система», полностью посвященное вопросам цифровизации. Ключевой темой заседания станет создание единой карты (реестра) цифровых транспортных решений.

Для нас важно, чтобы форум стал местом, где обсуждаются не только долгосрочные стратегии, но и прикладные решения, которые можно взять и внедрить уже завтра. Уверена, что он поможет консолидировать усилия отрасли и ускорить движение к цифровому транспорту в масштабе всей страны.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Как запускают и поддерживают инновационные проекты
Приземление иностранного опыта
Режиссер Владимир Данай — о первой в Малом театре инсценировке романа «Защита Лужина»