Сколько продуктов едет за рубеж
«Предварительные расчеты показывают, что до конца 2025 года в рамках проекта „Агроэкспресс“ будет перевезено более 600 тыс. тонн, то есть на 20% больше запланированного объема», — сообщил «Эксперту» представитель торгового блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, надгосударственный регулятор ЕАЭС). В будущем году объемы перевозок, по его данным, должны достигнуть 750 тыс. т.
Ключевую номенклатуру грузовой базы, уточнил он, составили мясо курицы и говядины, а также плодоовощная, консервная, зерновая, зернобобовая продукция и жом.
Основным направлением экспортных поставок, по данным ЕЭК, стал Китай. «По маршруту агрохаб Селятино — морские порты Дальнего Востока и пункт Достык (крупный пункт пропуска на границе Казахстана и КНР. — „Эксперт“) и далее в различные провинции Китая отправляется и принимается до 5-6 поездов в неделю», — добавил собеседник. По его словам, по Восточному маршруту МТК «Север-Юг» также курсирует ускоренный контейнерный поезд, формирующийся «в зависимости от консолидации заявок».
Что такое «Евразийский агроэкспресс»
Это совместный проект государств ЕАЭС, направленный на развитие ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия из ЕАЭС в Китай, Узбекистан, Вьетнам и другие страны Юго-Восточной и Центральной Азии.
Проект запущен в феврале 2022 г. распоряжением Евразийского межправительственного совета. Основные направления поставок на начальном этапе проекта — Китай и Узбекистан. Участниками «Агроэкспресса» изначально были национальные логистические операторы: от Казахстана — это АО КТЖ «Экспресс», от России — «РЖД Логистика» и «Славтранс-Сервис», от Белоруссии — «Бремино групп». Как уточнили в торговом блоке ЕЭК, к участию также подключились казахстанская «СмартЛог», нацперевозчик Киргизии «Кыргызские железные дороги» и ряд российских компаний («Полярная Звезда», «Евросиб Транспортные системы», «Росатом Логистика» и др.). Заявленные ранее целевые показатели проекта: поставки в Китай продукции АПК в объеме до 500 тыс. т в год — к 2025 г. и 1 млн т — к 2030 г., и 400 и 900 тыс. т соответственно — в Узбекистан.
Функции дирекции (координатора) проекта выполняет АНО «Евразийская Агрологистика», уточнили в ЕЭК. Гендиректор АНО Алевтина Кириллова уточнила «Эксперту», что сейчас проектируется 16 оптово-распределительных центров (ОРЦ), а до 2030 г. их должно быть создано 24–25 штук. Строительство одного объекта стоит от 7 до 10 млрд руб. в зависимости от мощности конкретного терминала, уточнила она. Таким образом, создание 25 агрохабов может обойтись в сумму от 175 до 250 млрд руб.
Первый ОРЦ, построенный «с нуля», расположен в Новосибирске. Его ввод в эксплуатацию планируется в середине 2026 г. На стадии строительства находятся хабы на Урале, в Сибири и столице Казахстана. По словам Алевтины Кирилловой, также сейчас прорабатывается возведение подобных центров с Татарстаном, Приволжским ФО и регионами центральной России. Хабы строят партнеры проекта, а не сама «Агрологистика», уточнила она.
Представитель «Славтранс-Сервиса» сообщил «Эксперту», что в ноябре 2025 г. компания получила разрешение и сейчас строит хаб в Мособласти на площади 65 тыс. кв. м. В рамках складского объекта предусмотрено создание низкотемпературных зон для хранения сельхозпродукции как для экспортных грузов, так и для импорта. Объект планируется ввести в эксплуатацию во II квартале 2026 г., объем инвестиций составил 9,1 млрд руб., уточнил он.
Новые участники проекта
В ближайшее время, как следует из данных ЕЭК, к проекту могут присоединиться Иран, Монголия, Индонезия. «У нас состоялись плодотворные переговоры с Ираном, рассчитываем, что в ближайшее время будет проведена вся необходимая работа по определению грузовой базы в обратном направлении, то есть из Ирана в ЕАЭС», — сообщил представитель торгового блока ЕЭК.
Собеседник напомнил о подписанном в июне 2025 г. торговом соглашении ЕАЭС с Монголией. В начале декабря вице-премьер России Алексей Оверчук говорил, что ратификация документа странами союза планируется не позднее середины 2026 г.
На основании соглашения, как уточнили «Эксперту» в торговом блоке ЕЭК, государства ЕАЭС получат преференциальные условия доступа (отсутствие ввозных пошлин. — «Эксперт») для таких товаров, как пшеница, кукуруза, молочная продукция, растительные масла, изделия из мяса и птицы и др. «Члены ЕАЭС имеют протяженную сухопутную границу с Монголией, позволяющую напрямую развивать взаимные поставки продукции с минимальными логистическими издержками», — подчеркнул собеседник.
«Евразийский агроэкспресс» предполагает осуществление не только ускоренных железнодорожных, но и мультимодальных перевозок, отметил он. Поэтому к проекту, по мнению ЕЭК, также может подключиться Индонезия, с которой «в самое ближайшее время» планируется подписать соглашение о свободной торговле. Документ предусматривает обнуление пошлин по таким товарам, как злаки (включая пшеницу, просо, рожь, овес), пряности, рыба, отдельные виды муки, хлебобулочные изделия, мясо и пр., уточнил собеседник. Он добавил, что возможно подключение к проекту Малайзии, Вьетнама, Египта, Катара, Омана, Саудовской Аравии и Афганистана.
Каковы перспективы проекта
Транспортно-логистический комплекс активно развивается как в России, так и в СНГ благодаря повышению уровня контейнеризации, отметил в разговоре с «Экспертом» президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его мнению, проект «Агроэкспресс» имеет хорошие перспективы, поскольку ориентирован на узкий сегмент — агропродукцию. «Конечно, тут много вещей завязано на межстрановое взаимодействие и регулирование», — признал он.
Глава аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов более скептичен. Он, в частности, указал на ряд трудностей, которые могут возникнуть при реализации проекта, в том числе финансового характера. Участниками «Агроэкспресса» являются аффилированные с государством структуры, а бюджет России дефицитный, пояснил он. Необходимости в создании сети ОРЦ именно для наращивания экспорта Андрей Сизов также не видит: «Их функция заключается в основном в укрупнении партий товара, поступающих от мелких фермеров, и дальнейшая поставка в торговые сети на внутреннем рынке».
Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский отметил в разговоре с «Экспертом», что планируемый объем перевозок в КНР в 1 млн т к 2030 г. не очень большой, учитывая общие объемы экспорта российской сельхозпродукции. Ранее РЗС сообщал, что Россия в июле — октябре 2025 г. отгрузила на экспорт только зерновой продукции 20,6 млн т (-25% год к году).
По данным РЖД, в январе — ноябре 2025 г. по российским железным дорогам во всех видах сообщения было перевезено 6,9 млн TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера), что на 3,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г.
В пресс-службе Минтранса России не ответили на запрос «Эксперта».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag