Интервью

Аудиторы не проехали мимо

Счетная палата проверила федеральные агентства в сфере транспорта

Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Счетная палата проверила работу Федеральных агентств в сфере транспорта — Росжелдора, Росавиации и Росморречфлота. Двум последним в 2024 г. не удалось достичь целевых показателей федеральной программы «Развитие транспортной системы»: Росавиация не смогла выполнить планы по объему перевозок пассажиров на субсидируемых рейсах на Дальнем Востоке и по повышению авиаподвижности населения, а Росморречфлот — сократить до нужного уровня долю опасных гидросооружений. Федеральные деньги, выделенные Росморречфлоту на новые суда, оказались невостребованы из-за санкций. «Эксперт» ознакомился с выводами аудиторов.

Железная дорога вывозит план

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) по итогам 2024 г. перевыполнило план по доходам в 20 раз, следует из данных Счетной палаты. Прогноз по доходам агентства на год составлял 2,6 млрд руб., фактическое кассовое исполнение — 52,7 млрд руб., отчитались аудиторы. «Основной причиной отклонения <...> стало поступление межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла на общую сумму 37,15 млрд руб., а также решение АО „Федеральная грузовая компания“ (ФГК, дочерняя компания РЖД. — „Эксперт“) об оказании безвозмездной помощи федеральному бюджету на сумму 13,2 млрд руб.», — поясняется в отчете.

При этом траты из федерального бюджета по линии Росжелдора в 2024 г. составили 191,1 млрд руб., или 99,9% по сравнению с утвержденной сводной бюджетной росписью (СБР). Большая часть расходов (73%) пришлась на субсидии различным юрлицам, еще почти 40 млрд руб. (20,5% расходов) — инвестиции в РЖД. В прошлом году Росжелдору также выделялись средства из резервного фонда правительства, отметили аудиторы. При этом 177 млн руб., которые должны были пойти на восстановление железной дороги между Арменией и Грузией после выхода из берегов реки Дебед в мае 2024 г. и повреждения участка Айрум-Санаин, оказались не использованы «в связи с поздним изданием распоряжения правительства РФ».

Вместе с тем аудиторы отметили достижение Росжелдором всех установленных показателей федеральной программы «Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта»: по пассажирским и грузовым перевозкам на территории Крыма и предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. Также были достигнуты целевые показатели программы по объемам пассажирских перевозок в дальнем следовании, которые выросли на 7% к предыдущему году — до 284,1 млн обслуженных пассажиров.

Пошли по морю

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) также превысило план по доходам, заработав 2,95 млрд руб. вместо 2,3 млрд руб. (+30%). Дополнительные доходы были получены в 2024 г. из-за возврата 408 млн руб. «неподтвержденного» по результатам проверки Счетной палаты аванса по госконтракту от 2018 г., а также 212 млн руб. оплаты за создание искусственных земельных участков (по этим работам не предусмотрен отдельный код бюджетной классификации). Расходы агентства в прошлом году составили 62,3 млрд руб. — на 6,7 млрд руб. меньше запланированного.

«В целях исключения рисков неосвоения выделенных в 2024 г. бюджетных ассигнований <...> перераспределены в резервный фонд правительства ассигнования по 21 мероприятию по Реестру объектов капстроительства», — говорится в отчете. Всего на прошлой год на эти цели было заложено 25 млрд руб. бюджетных средств.

В частности, возвращены деньги на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна (сдача ледокола перенесена на 2028 г.) и вспомогательного ледокола. Также не были израсходованы бюджетные деньги на создание грузопассажирского судна в ДФО (проект CNF22), аварийно-спасательного ледового флота (проект MPSV06M) и обстановочного теплохода проекта 3050.1А.

В отчете Счетной палаты отмечается, что в том числе были перераспределены бюджетные ассигнования в объеме 5,59 млрд руб., предусмотренные на реализацию шести мероприятий по строительству морских судов в рамках федпроекта по развитию Севморпути. Санкции и прекращение поставок из недружественных стран необходимого оборудования, как отмечается в отчете, привели к пересмотру стоимости и сроков строительства. В частности, из-за санкций турецкая верфь Kuzey Star Shipyard A.S. (являлась субподрядчиком «Онежского судостроительно‐судоремонтного завода» Росморпорта) по постройке вспомогательного ледокола. В связи с этим Росморречфлоту также рекомендовано рассмотреть вопрос об отзыве в резервный фонд правительства 7,5 млрд руб., выделенных на это же судно уже на 2025 г., сообщается в документе.

Согласно выводам аудиторов, Росморречфлот также не смог достичь планового показателя по доле гидротехнических сооружений, имеющих «опасный или неудовлетворительный уровень безопасности» (план — 5,7%, факт — 6%). «Причина — изменение методики расчета критериев безопасности этих объектов, что привело к невозможности разработки декларации безопасности Кочетовского гидроузла (на реке Дон в Ростовской области. — „Эксперт“), который имел неудовлетворительный уровень безопасности», — отмечает палата.

Авиация не долетела

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), в отличие от других транспортных ведомств, в прошлом году недотянуло до плана по доходам: фактическое исполнение составило 95,3%, или 3,1 млрд руб., следует из материалов Счетной палаты. Наиболее существенное отставание по доходам связано с предоставлением услуги по госрегистрации воздушных судов (6,5 млн руб. при плане 8,7 млн руб.) и со сбором штрафов (0,97 млн руб. вместо запланированных 4,9 млн руб.).

Наибольший удельный вес в общем объеме администрируемых Росавиацией доходов составили доходы от использования имущества в государственной и муниципальной собственности — 2,7 млрд руб., или 86,7%. Траты агентства в 2024 г. составили 58,6 млрд руб.

При этом ведомство в прошлом году не достигло планового значения по количеству пассажиров, перевезенных на субсидируемых рейсах по социально значимым маршрутам ДФО: при плановом значении 560 тыс. человек фактически перевезено 421,1 тыс., следует из оценок аудиторов. Также не достигнут показатель по повышению авиационной подвижности населения: при плановом значении 1,1 единиц фактическое составило 0,76 единиц (вычисляется как среднее количество перемещений на человека за год с использованием того или иного вида транспорта. — «Эксперт»).

В материалах Счетной палаты нет фактов, повлекших негативные последствия использования бюджетных средств в ходе формирования и исполнения бюджетов, отметил в комментарии «Эксперту» представитель Росавиации. «Агентство выражает признательность Счетной палате РФ за продуктивное сотрудничество, сложившееся на протяжении многих лет, при проведении ежегодных плановых проверок Росавиации», — сообщил Артем Кореняко. При таких проверках совершенствовалась отраслевая нормативная правовая база, повысилась стабильность бюджетных процессов, добавил он.

Мнение эксперта

Основные недостатки в работе транспортных агентств, выявленные Счетной палатой, связаны с внешними и техническими факторами, отметила доцент базовой кафедры финансового контроля, заместитель руководителя Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. «Если говорить о Росжелдоре, Росморречфлоте, их показатели по доходам перевыполнены, что говорит о высоком спросе на услуги, а также об эффективной деятельности данных организаций», — заключила эксперт. При этом Коваленко указала на нарушения по темпам обновления основных средств Росморречфлота. «Однако важным фактором данных нарушений является деятельность не только конкретной организации, но еще и производств, которые работают на обеспечение Росморречфлота в целом», — обратила она внимание «Эксперта».

По мнению Коваленко, наиболее пристального внимания требует деятельность воздушного транспорта из-за действия «внешних факторов» (участившихся сигналов «ковер» из-за угроз атак беспилотниками и действия санкций). «Возможно, в определенный период потребуются дополнительные инвестиции государства в развитие и сохранение того уровня безопасности полетов, который имеется в настоящее время», — полагает эксперт. Внимания со стороны властей, по ее мнению, также потребует работа Росморречфлота в части обновления основных средств и, соответственно, расходования денег на данное направление. По железнодорожному направлению Коваленко призывает следить за расходованием средств на строительство будущих скоростных магистралей.

«Эксперт» направил запрос в Минтранс, которому подведомственны проверенные Счетной палатой федеральные агентства.

В подготовке статьи принимала участие Елена Кудрявцева.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Технологии,
В США отказываются от технологии, давно забытой в России
В мире,
Как транспортный путь стал перекрестком геополитических интересов
Мнения,
Как российский МИД борется с информационными провокациями