Грузам подбирают колеса

Как РЖД конкурирует с автоперевозчиками

Изображение сгенерировано ИИ/«Эксперт»
В «РЖД» признают прирост грузоперевозок автотранспортом в 2025 г., но не связывают это с уходом грузов с железной дороги. Об этом рассказала журналистам заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская. При этом тренд может и поменяться: в этом году коммерческий автотранспорт активно возвращали лизингодателям, закупки новой техники снизились. Поддержку автотранспорту в конкуренции с РЖД оказывают скидки системы «Платон», считает топ-менеджер монополии. Однако глава Минтранса Андрей Никитин ранее заявлял, что льготы по «Платону» перевозчикам не нужны.

Спорный вопрос

По словам замглавы РЖД Ирины Магнушевской, вопрос конкуренции за грузы с автотранспортом волнует всех. «Мы слышим, что там растут перевозки, мы не спорим. Но считаем, что это перевозка, связанная больше с маркетплейсами. Это перевозки между складами, на короткие расстояния. Тут мы не сможем конкурировать с авто», — рассказала Ирина Магнушевская на брифинге журналистам.

При этом некоторые крупные грузоотправители признают, что переводят какие-то объемы на автотранспорт, также добавила она. «Но это связано, скорее, с перемещением внутри периметра одного предприятия», — пояснила топ-менеджер железнодорожной монополии. Статистика по автотранспорту непрозрачна, считают в РЖД. «Если в ней разбираться по номенклатуре, ответа на вопрос там не найдете», — отметила Ирина Магнушевская.

По данным Росстата, за январь — сентябрь 2025 г. перевозки грузов железнодорожным транспортом сократились на 6,8% (по данным РЖД, погрузка снизилась на 6,7%), а автотранспортом — выросли на 1,3%. При этом в сентябре перевозки автотранспортом увеличились сразу на 4,7% к сентябрю 2024 г. В погрузке РЖД в сентябре — октябре тоже наметились позитивные тенденции. В октябре она оказалась в символическом «плюсе» (+ 0,1%, 96,9 млн т). На протяжении последних двух лет компания демонстрировала ежемесячное снижение показателя. Последний раз погрузка выходила в плюс в сентябре 2023 г., тогда она выросла на 0,2%, составив 100,9 млн т, напоминает «Интерфакс».

«Положительная динамика связана с урожаем сельхозпродукции. Урожай собран рекордным — 135–137 млн т. Минсельхоз об этом говорит. Мы наблюдаем также за последние два месяца рост перевозок строительных грузов. По итогам октября по погрузке вышли на уровень октября 2024 г. По итогам ноября закладываем погрузку 3 млн 111,8 тыс. т в сутки. Но это всё равно будет со снижением к уровню прошлого года», — пояснила Ирина Магнушевская. По итогам года по-прежнему ожидается снижение погрузки на 6% к прошлогоднему показателю (около 1 млрд 110,5 млн т).

Металлы выбрали авто


Как сообщал в июне «Коммерсант», перевозка металлопродукции смещается с железной дороги на автомобильный транспорт. Если в 2018 г. на железную дорогу приходилось 75% отгрузок, то по итогам пяти месяцев 2025 г. — 51%. Тогда в РЖД объясняли снижение погрузки металлов снижением спроса на внутреннем рынке, прежде всего со стороны строительного сектора.

Дискуссии по «Платону»

Как отмечают в РЖД, в этом году автоперевозчики снижают закупки грузовых автомобилей, также «очень много транспортных средств вернули лизингодателям», — по оценке РЖД, порядка 2 млн ТС. Этот фактор может сдержать дальнейший рост автогрузоперевозок.

Кроме того, по словам Магнушевской, одним из факторов конкурентоспособности автотранспорта в некоторых сегментах может быть действующая сейчас скидка в 49%, которой пользуются при оплате по системе «Платон» (за проезд большегрузов по федеральным трассам).

Однако Минтранс уже выступил за постепенную отмену этого понижающего коэффициента к тарифу «Платона». Предполагается, что с 1 февраля 2026 г. размер платы составит 5,1 руб./км (сейчас — 3,34 руб. за км); а с февраля 2028 г. ожидается полный отказ от понижающего коэффициента к тарифу. Такой проект постановления Минтранс подготовил еще в конце прошлого года.

В начале октября новый глава министерства Андрей Никитин подтвердил приверженность этой позиции. «Сегодня автомобильные перевозки в значительной степени перетянули на себя грузы с железных дорог, речные грузы и так далее. Это говорит о том, что эта отрасль вполне рентабельна и эффективна. Было бы странно какими-то льготами там заниматься в текущем режиме», — сказал глава Минтранса в кулуарах форума «Цифровая транспортация» (цитата по «РИА Новости»).

«Услуги грузового автомобильного транспорта — низкорентабельная отрасль, поэтому любое повышение затрат больно ударит по автоперевозчикам. Какой-то прогноз относительно объемов грузов, которые могут быть переданы с автомобильного транспорта на железнодорожный, видимо могут сделать в РЖД и в профильном департаменте Минтранса России. Мы не располагаем статистическими данными об объемах перевозок грузов внутри России. В международных автомобильных перевозках грузов прирост объемов не очень велик. Мы не располагаем информацией, происходит ли этот рост за счет прихода части грузов с железной дороги», — прокомментировал ситуацию представитель АСМАП.

Вместе с тем автоперевозчики в этом году активно жаловались на систему «Платон» — воздействие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ): ошибочные шрафы в размере 5–10 тыс. руб. якобы за неоплату проезда стали фиксировать грузоперевозчики на юге России еще в феврале. Как сообщал «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы думского комитета по транспорту Евгения Москвичева премьер-министру Михаилу Мишустину проблема была актуальна и в августе. Правительство даже было вынуждено скорректировать правила выставления счетов в системе: с 1 сентября, как сообщили в Минтрансе, при сбоях сигнала применяются «автоматическая алгоритмическая достройка маршрута» грузовика и данные с дорожных камер.

Кроме того, в «Платоне» до сих пор не обеспечено взимание платы с иностранных перевозчиков, теперь активно работающих на российском рынке. Эти проблемы обсуждались на заседании думского комитета по транспорту с участием Минтранса 14 октября. «Обсуждалось постановление Минтранса относительно повышения тарифа с 1 февраля, но в контексте того, что сама система „Платон“ сейчас не работает полноценно», — пояснил собеседник «Эксперта», знакомый с его повесткой. Глава комитета Евгений Москвичев выступал против повышения тарифов. «Нас послушали. Сказали, что донесут нашу позицию до правительства, где примут окончательное решение», — заявил Москвичев.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Культура,
Вышел сериал о жизни русских беженцев в Константинополе 1920-х
Культура,
Сын Сергея Сельянова снял фильм о дилогии Алексея Балабанова
Культура,
Обвиненного в растрате директора МХАТ имени Горького сменила лауреат премии правительства