Краны повернутся на Восток

Группа «Дело» может войти в проект с китайскими производителями портовой техники

Фото: DEAN LEWINS/EPA
Группа «Дело», российский транспортно-логистический холдинг, заинтересована в локализации производства различных типов портовых кранов. «Дело» не исключает создания на Дальнем Востоке совместного предприятия с зарубежными партнерами, рассказал журналистам на брифинге на полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2025) первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию компании Александр Иодчин. В России, по его словам, отсутствует производство многих типов портового оборудования для перевалки контейнеров, а основные производители расположены в западной части России. Спрос на такое оборудование будет шире, чем только со стороны Дальневосточного терминала группы.

Группа «Дело» не исключает создания совместных производств с зарубежными, в том числе китайскими, машиностроителями на Дальнем Востоке России. Об этом рассказал на брифинге на полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2025) первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию компании Александр Иодчин.

«Мы широко смотрим и не исключаем возможности стать частью такого проекта (создания СП с китайскими машиностроителями. — „Эксперт“)», — рассказал топ-менеджер логистической компании.

По его словам, мощностей российских машиностроителей по производству различного портового оборудования не хватает. «У нас есть производители — они, правда, расположены в основном в западной части страны, потому что исторически там был спрос. Их мощностей не хватает. С учетом последних изменений и требований по покупке и использованию российского оборудования спрос будет только расти. Отечественные предприятия производят не все виды оборудования. Поэтому очень остро стоит вопрос по локализации производства в России», — добавил он.

Он пояснил, что речь идет о подъемно-транспортных кранах: в России не производятся ричстакеры, причальные контейнерные краны-перегружатели (ship-to-shore), практически не производятся краны RTG (стапельные краны на пневмоколесном ходу) и мобильные краны.

«Коллеги из КРДВ (АО „Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики“) предложили вариант, когда можно пустить иностранных инвесторов. Режим ТОР (особый правовой режим со льготами. — „Эксперт“), в принципе, с точки зрения мер поддержки, стимулирования, очень хороший. Такой новый механизм, как международные ТОРы, позволяет в преференциальный режим впускать в том числе иностранцев. На мой взгляд, это очень хорошая история. Здесь всё должно в одной точке сойтись: и спрос, и локализация производства, и преференциальный режим, и близость китайских производителей, которым частично то, что не локализовано, будет недалеко и недорого везти», — отметил Александр Иодчин.

Конкретных параметров проекта, как и других его потенциальных участников, пока нет. «Пока тяжело говорить про конкретные цифры, мы все-таки не машиностроители», — отметил он.

Парк крановой техники в России действительно нуждается в тотальном обновлении, отмечает управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов: «Последнее обновление началось в 2021 году на „Первом контейнерном терминале“ (Большой порт Санкт-Петербурга, группа „Дело“. — „Эксперт“) и потом постепенно ставилась новая техника и в Новороссийске, и на Дальнем Востоке. Сейчас значительная часть парка кранов во многих портах, — и на западе, и на востоке, и на севере — требует обновления. Это касается и тыловых кранов (работающие на тыловых участках порта. — „Эксперт“), и причальных».

Перспективы запуска локализованных производств подобной техники в России туманны, считает эксперт, поскольку главная проблема таких конструкций в отсутствии производства компонентов из нужной стали. «Сборка возможна из китайских комплектующих, немецких сейчас почти не существует на рынке. Но проблема с заменой стальных балок и других стальных запчастей, которые составляют базовый вес любого крана и любого технологического оборудования, — в том, что у нас эту сталь не делают как раз потому, что нет масштабного производства кранов. С этим ранее сталкивались компании „Балткран“, „Технорос“ и другие, пытавшиеся их производить», — заключил Безбородов.

«Эксперт» направил запрос в пресс-службу КРДВ и представителю главы Минпромторга.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
На ВЭФ обсудили возможности создания трансарктического транспортного коридора
Президент «Индийского бизнес альянса» о специфике бизнеса в России
Как вырастить специалистов для достижения технологического лидерства