Литиевый пузырь надуется вновь

Как Россия готовится к новой литиевой лихорадке

Коллаж: «Эксперт»
Литий сегодня торгуется в восемь раз дешевле исторического пика трехлетней давности: с 2023 года цена придавлена профицитом. Впрочем, в ближайшие годы спрос на это критическое сырье для аккумуляторов электромобилей вырастет в несколько раз — в том числе потому, что полноценной замены литию в батареях до сих пор нет. По словам собеседников «Эксперта», Россия, строящая индустрию электромобилей с нуля, к 2030 году наладит добычу и переработку 100 тыс. тонн лития в год. 65 тыс. тонн будут добываться из руд месторождений Мурманской области, еще 34 тыс. тонн — извлекаться из рассолов на нефтегазовых месторождениях Восточной Сибири.

Когда ждать нового взрывного роста цен на литий

Основной индикатор стоимости лития — спотовая цена на китайском рынке, сегодня она составляет около 72 тыс. юаней (~$10 тыс.) за тонну. При этом на историческом пике в ноябре 2022 года, когда во всем мире говорили о дефиците лития, она была примерно в восемь раз выше: подбиралась к 600 тыс. юаней (~$82 тыс.) за тонну, удвоившись с начала года и подскочив в 13 раз с 2021-го.

Причиной такого скачка и последовавшего за ним спада послужила ситуация на рынке электромобилей: именно на производство батарей для них идет 87% всего потребляемого в мире лития, следует из данных Геологической службы США.

«Спрос и предложение лития развиваются несогласованно, основным драйвером роста служит распространение электромобилей. Это образует большие скачки в цене на металл: от глобального дефицита 2021–2023 годов мы перешли к избытку, который сохраняется и сегодня», — отмечает директор департамента инжиниринга Kept, руководитель бизнес-направления по работе с горно-металлургическими компаниями Антон Вернигора.

В 2021 году на фоне принятия по миру всевозможных программ «зеленых переходов» продажи электромобилей удвоились до 6,6 млн единиц, при этом предложение отстало от спроса: в мире возник дефицит карбоната лития объемом 4 тыс. тонн в год. На фоне общих объемов производства показатель невыдающийся, однако и этого хватило для четырехкратного роста спотовых цен к концу года.

В 2022-м ситуация обострилась, поскольку продажи электромобилей выросли на 70% и впервые превысили 10% глобального авторынка. Однако с конца 2022 года цена лития стремительно пошла вниз и всего за год, к декабрю 2023-го, рухнула на 80%, ниже отметки в 100 тыс. юаней ($14 тыс.).

С одной стороны, крупнейшие поставщики нарастили производство лития: в 2023 году оно выросло на 40%, до 204 тыс. тонн со 146 тыс. тонн годом ранее. Это стало существенным скачком для сырья, глобальные поставки которого впервые превысили 100 тыс. тонн в год за два года до этого, в 2021-м. Одновременно продажи электромобилей замедлились: если в 2021-м их рынок разросся на 112%, то за 2023-й — лишь на 30%. Основным фактором послужило завершение госпрограммы субсидирования электротранспорта в Китае.

Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев называет ситуацию 2021–2022 годов пузырем. По его словам, цена свыше $80 тыс. за тонну не отражала реальной ценности производства, ведь себестоимость получения карбоната лития — менее $10 тыс. за тонну.

«Пузырь сдулся в результате дисбаланса между ожиданиями и реальностью: ключевые производители аккумуляторов и электромобилей оказались напуганы дефицитами и формировали огромные складские запасы лития. Одновременно в это время входили в строй новые проекты по добыче лития в Австралии, Боливии, Чили. Но рост продаж электромобилей в 2023 году замедлился. Это привело к переполнению складов и обвалу спроса», — отмечает Олег Абелев.

В 2024 году рынок электромобилей продолжил замедляться (+25% г/г), а предложение лития — расти (+20% г/г, до 240 тыс. тонн), наблюдающийся профицит придавливает цены на металл.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к концу 2024 года мировой парк электромобилей достиг 58 млн единиц, что составляет лишь около 4% от глобального автопарка. С 2021-го эта цифра утроилась, а доля электромобилей в продажах новых авто достигла 20% по миру и около 50% — в Китае. МЭА ожидает, что к 2030 году эти показатели увеличатся до 40% и 80% соответственно. Очевидно, что при сохранении трендов на электромобилизацию спрос на литий будет продолжать расти.

«Развитие робототехники или беспилотных систем, которые также требуют источников энергии, может только подстегнуть этот спрос. Соответственно, рынок химических источников тока, как и рынок ключевого их элемента — лития, находится в стадии динамичного формирования. По прогнозам, сегодняшний профицит этого металла может вновь смениться дефицитом в 2027–2028 годах, на фоне чего следует ожидать нового скачка цен», — говорит Антон Вернигора.

С таким прогнозом соглашается Олег Абелев: «Новый взрывной рост цены на литий возможен, однако не раньше 2026–2027 годов, когда планируется выход на полную мощность десятков новых производств аккумуляторов для электромобилей по всему миру».

В целом ожидается, что в предстоящее десятилетие потребление лития в мире увеличится вчетверо, с 200 тыс. до 800 тыс. тонн в год — такую оценку в мае 2025-го привел глава Роснедр Олег Казанов.

Безальтернативный литий

В последние годы постоянно слышны новости о разработке всевозможных альтернатив литий-ионным аккумуляторам.

Однако если говорить о доминирующем драйвере литиевого рынка — батареях для электромобилей, то единственный конкурент, добравшийся до промышленного применения, — это натрий-ионная технология

Аккумуляторы на натрии, коммерциализированные еще в 2021 году китайской компанией CATL (крупнейший производитель аккумуляторов в мире), отличаются более широким диапазоном рабочих температур и меньшими рисками возгорания.

Предполагается, что их массовое распространение позволит удешевить как сами аккумуляторы, так и электромобили, а также преодолеть зависимость от лития. Однако пока что натриевая технология обладает существенным недостатком, который обуславливает ее нишевое применение. Речь о более низкой плотности энергии ячеек таких аккумуляторов — до 150 Вт•ч/кг против 180–300 Вт•ч/кг у литий-ионных. Это означает, что электромобиль с натриевым аккумулятором сможет проехать на одной зарядке значительно меньшее расстояние, чем с литий-ионным.

«Для разного типа автомобилей существуют разные типы двигателей — мощные или экономичные. Также появляются и типы химий аккумуляторов: в нише бюджетных моделей прогнозируется применение замены литию — натрий-ионных аккумуляторов, которые позволят удешевить производство ценой снижения мощности и пробега», — говорит Антон Вернигора.

Не останавливается и развитие литий-ионной технологии — в частности, на подходе твердотельные литиевые аккумуляторы, которые должны стать мощнее, но при этом безопаснее.

«Литиевые батарейки постоянно улучшаются. Да, содержание лития в них на единицу мощности сокращается, но их емкости при этом растут, так что спрос на литий лишь увеличивается. Полноценной замены этому металлу в обозримом будущем не видно — любой энергетический переход без него не обойдется», — подчеркивает Олег Абелев.

А поставщики кто?

97% мировой добычи лития (228 тыс. из 235 тыс. тонн в год) обеспечивают всего шесть стран: Австралия, Чили, Китай, Зимбабве, Аргентина и Бразилия. США среди ведущих производителей и поставщиков этого металла нет — свой спрос Штаты покрывают за счет импорта, главным образом из Чили (50% импорта США в 2020–2023 годах) и Аргентины (47%).

85% мировых запасов сконцентрированы в Новом Свете: крупнейшие — в Аргентине, Боливии, США и Чили, существенные — в Канаде, Мексике, Бразилии и Перу. Среди лидеров по запасам лития также числятся Австралия и Китай. В Африке крупнейшие запасы этого металла расположены в Демократической Республике Конго, Мали, Зимбабве, Намибии, Гане.

Литий в мире добывается двумя основными путями: из руд, содержащихся в твердых горных породах, и из подземных соляных растворов — пластовых рассолов. Второй способ более «чистый» и энергоэффективный по сравнению с рудной добычей, поскольку не требует горных работ и не приводит к образованию большого объема отходов (отвалов или хвостов). Об этом «Эксперту» рассказал руководитель проекта «Направления моделирования добычи нефти и газа» департамента консалтинга в нефтегазовой отрасли Аналитического центра ТЭК (АЦ ТЭК) Айрат Арифуллин.

«Извлечение лития из рассолов основано на сорбционных и мембранных технологиях: подземные минерализованные воды поднимаются на поверхность, проходят через селективные фильтры или сорбенты, которые „вытягивают“ ионы лития, после чего он перерабатывается в карбонат или гидроксид», — говорит он.

Оставшуюся после извлечения воду используют в качестве агента для обратной закачки в пласт. По качеству конечного продукта литий из рассолов ничем не отличается от рудного аналога.

«Главное преимущество проектов добычи лития из рассолов — это их органичное встраивание в существующую нефтегазовую инфраструктуру. Ее использование снижает капитальные затраты на 65% за счет экономии на строительстве добывающих и нагнетательных скважин», — отмечает Айрат Арифуллин.

Литиевый суверенитет

Относительно богата литием и Россия: согласно последней оценке Минприроды, одни только рудные запасы составляют 3,5 млн тонн. В больших объемах металл в стране не добывается — речь лишь о десятках тонн в год (27 тонн в 2023 году) на единственном месторождении, Малышевском. Впрочем, по словам собеседников «Эксперта», все шансы добиться сырьевого суверенитета по литию и даже превратиться в экспортера этого металла у России есть.

«Сегодня внутреннее потребление лития в России составляет всего 9 тыс. тонн и полностью покрывается импортом», — говорит Айрат Арифуллин.

Впрочем, уже в ближайшее время российский внутренний спрос ожидает взрывной рост: в стране практически с нуля создается целая высокотехнологичная индустрия по производству электромобилей, включая аккумуляторы для них

Так, «Росатом» к концу 2026 года планирует выпускать тяговые батареи на 100 тыс. электромобилей. Гигафабрики заработают в Калининградской области и Москве. Каждая из площадок будет потреблять 25–30 тыс. тонн карбоната лития, оценил Олег Абелев из «Риком-Траст». К этому добавятся проекты различных отечественных автопроизводителей, например КамАЗа, у которых в планах собственные производства аккумуляторов и электромобилей.

«Мы прекрасно понимаем, что спрос на электромобили будет расти. И чтобы не зависеть от импорта в критической отрасли, России придется заняться добычей лития», — говорит Абелев.

Рудную добычу лития в стране в ближайшие годы планируется развивать в первую очередь в Мурманской области, где в 2023 году были выданы лицензии на Колмозерское и Полмостундровское месторождения. Колмозерское — крупнейшее в России, его разработкой займется «Полярный литий», совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля». Первую продукцию оно намерено выдать к 2028 году, а построить и запустить ГОК — к 2031-му. Полмостундровское месторождение разрабатывает «Арктический литий». Уже за 2025 год на нем планируется добыть 1 млн тонн руды и 12,4 тыс. тонн оксида лития (среднее содержание в руде на этом месторождении — 1,24%).

«Колмозерское и Полмостундровское месторождения к 2030 году будут выдавать порядка 65 тыс. тонн в пересчете на эквивалент карбоната лития, что более чем достаточно для внутренних потребностей страны, включая проекты гигафабрик в Калининграде и Подмосковье, а также завод „Норникеля“ по производству катодного материала в Мончегорске», — говорит Айрат Арифуллин.

Немаловажный нюанс: заявленные Минприроды 3,5 млн тонн литиевых запасов относятся лишь к рудным месторождениям. Металл из рассолов пока не учитывается официально, поскольку в России нет утвержденной методики оценки и постановки таких запасов на государственный баланс.

«Решение этой задачи станет ключом к быстрому развитию отрасли, ведь гидроминеральное сырье содержит огромные неучтенные запасы и ресурсы лития», — подчеркивает Арифуллин.

По его словам, с экономической точки зрения добыча лития из рассолов сопоставима с рудными проектами при условии комплексного извлечения компонентов (йод, бром, магний, цезий, рубидий и др.). По оценкам АЦ ТЭК, себестоимость получения этого металла как из руды, так и из рассолов составляет около $7–9 тыс. на тонну.

Извлечение лития из рассолов наиболее перспективно в Восточной Сибири: в Иркутской области, Красноярском крае и Якутии. Многие восточносибирские месторождения (Ковыктинское, Ярактинское, Знаменское, Верхнечонское и др.) расположены в пределах древнего кембрийского соленосного бассейна, насыщенного высокоминерализованными литийсодержащими рассолами.

«Уже стартовали проекты, в рамках которых исследуются методы промышленного извлечения лития из рассолов. Так, например, „Газпром“ ведет такие работы на Ковыктинском газоконденсатном месторождении, а Иркутская нефтяная компания — на Ярактинском, где получены первые опытные партии карбоната лития. Запуск промышленной добычи из рассолов стоит ожидать к концу десятилетия. Первыми на него могут выйти Ярактинское месторождение (2028 год), затем Ковыктинское, Знаменское и Верхнечонское. К 2030 году добыча из рассолов может достичь 34 тыс. тонн эквивалента карбоната лития», — говорит Арифуллин.

По его словам, эти объемы могут послужить основой для загрузки химических производств топливного ядерного цикла, использующих этот металл, в Красноярске (ПАО «НЗХК») и Новосибирске (АО «ХМЗ»), а избыточные объемы можно будет направить на экспорт в крупнейшую страну—потребитель лития Китай, на который в 2024 год пришлось 65% мирового спроса на этот металл.

Важным фактором развития литиевого экспорта станет глубина переработки отгружаемой продукции, отмечает Антон Вернигора: «Многое зависит от того, остановимся ли мы на продаже рудного концентрата или будем добиваться более глубокой переработки — до химических соединений либо, еще глубже, активных батарейных материалов». Если остановиться на продукции с низкой добавленной стоимостью, придется столкнуться с высокой конкуренцией на рынке концентратов, в первую очередь африканских, себестоимость получения которых достаточно низкая.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Операторы грузовых вагонов пожаловались на новые правила РЖД по работе с порожняком
Сколько людей потеряла страна
Культура,
Премьера сериала «Бар „Один звонок“» задержалась на два года