Основными направлениями нового этапа сотрудничества компаний станут разработка единых стандартов оценки качества сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава, внедрение и тиражирование лучших международных практик, а также совместные аудиты систем управления качеством в своих подразделениях.
Вопрос безопасности и надежности тягового подвижного состава не только производственный, но стратегический. Любой сбой в работе локомотивов отражается на всей логистике: от ритмичности грузовых и пассажирских перевозок до транспортной безопасности. Именно поэтому вопросы качества техобслуживания и ремонта локомотивов выходят сегодня на первый план у крупнейших инфраструктурных операторов.
Сервис как точка роста
Сотрудничество между крупнейшим заказчиком и ведущим поставщиком сервисных услуг по ремонту локомотивов включает в себя целый комплекс шагов. Один из главных — внедрение цифровых инструментов на всех уровнях: от производственной диагностики до контроля регламентных операций.
Сегодня без этого не обойтись: парк локомотивов становится всё более разнообразным и технологически сложным, а давление на инфраструктуру — всё выше. В таких условиях даже минимальные отклонения могут привести к системным сбоям. Поэтому обеспечение качества — это не просто задача отдельного предприятия, а вопрос устойчивости всей отрасли.
«Для того чтобы внедрить новые подходы в большой компании, которая ведет деятельность на десятках предприятий по всей территории России, работа должна быть комплексной и системной. С прошлого года в „ЛокоТехе“ реализуются новая управленческая модель и стратегия цифровой трансформации. Применение новых информационных технологий в автоматизации и оптимизации сервисного обслуживания локомотивов — одно из ключевых направлений по повышению качества, которое дает абсолютно новые возможности планирования, анализа, создания новых и трансформации существующих бизнес-моделей для достижения наилучших результатов», — отмечает генеральный директор компании Андрей Власенко.
Важным элементом утвержденной Стратегии цифровой трансформации стал проект «Цифровой формуляр». Он реализуется при поддержке РФРИТ (Российского фонда развития информационных технологий).. Это отечественное программное обеспечение, позволяющее создать единое информационное пространство для участников процесса ремонта и сервисного обслуживания локомотивов. На текущем этапе реализации проекта оно позволяет прослеживать жизненный цикл установленного на локомотиве оборудования с использованием технологии распределенного реестра (блокчейн) для безопасного обмена неизменными данными по жизненному циклу изделий между его участниками.
«Умный локомотив»
Система «Умный локомотив» автоматически собирает, накапливает, интерпретирует данные по эксплуатации локомотивов. За счет реализованного в программе математического аппарата она осуществляет мониторинг работы оборудования и позволяет выявлять отклонения в его работе, в том числе предотказные состояния. Своевременное устранение выявленных нарушений позволяет сократить количество неплановых ремонтов локомотивов.
«Основными критериями для любых новых проектов и инвестиционных вложений в компании становятся экономическая обоснованность, рациональность, практическая реализация с применением цифровых технологий», — подчеркивает Андрей Власенко.
Эволюция контроля
Еще несколько лет назад сервис локомотивов воспринимался как преимущественно ручной, «механический» процесс. Сегодня это сфера, в которой внедряются элементы промышленного интернета вещей, автоматизированные системы мониторинга и цифровые чек-листы. Растет квалификация специалистов технического контроля, усиливается внутренняя экспертиза, появляются новые профессии и компетенции. На ряде объектов «ЛокоТеха», например в сервисных локомотивных депо «Карымская» и «Чита», которые входят в число опорных точек железнодорожного сообщения на стратегически важном Восточном полигоне, в процессе реализации решения по автоматической подаче песка, системе контроля смазки подшипников, цифровому анализу качества проведенных ремонтных работ.
Сотрудники депо Москва — Сортировочная, ремонтируя локомотивы, пользуются не только гайковертом, но и мобильным приложением «Приемка в ремонт», пилотная версия которого реализована в сервисном локомотивном депо. Приложение позволяет повысить качество процесса приемки и выдачи из ремонта локомотива в соответствии с интегрированным в 1С (АСУ СГ) чек-листом, который формируется под каждую серию локомотива.
Эти практики доказывают: даже в консервативной индустрии можно и необходимо строить модель, в которой качество обеспечивается не усилиями отдельных специалистов, а системой в целом.
Подход, заложенный в соглашении, можно назвать сменой парадигмы: от формального контроля — к совместному управлению. Это требует новых инструментов, прозрачности и доверия. Но главное — это шаг к устойчивой модели, в которой безопасность и надежность становятся не следствием, а целью цифровой трансформации.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag