Метод оказался затратным

ФАС обнародовала новую формулу расчета тарифов РЖД

Фото: Александр Манзюк/ТАСС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнародовала проект приказа, регламентирующего новый принцип расчета тарифов железнодорожной госмонополии РЖД. Как и ожидалось, в формулу индексации включили композитный индекс, фактически отменяющий принцип «инфляция минус». Как теперь будут индексироваться тарифы на перевозку грузов по железной дороге и какие риски есть у новой модели — в материале «Эксперта».

Цены надавили на индекс

Изменения вносятся в статью 52 Методических указаний по вопросу госрегулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта при перевозке грузов. Из проекта приказа, размещенного на портале regulation.gov.ru, следует что ФАС предлагает отказаться от принципа «инфляция минус 0,1%» при расчете тарифов компании РЖД, относящейся к субъектам естественных монополий.

Формула, предполагающая привязку к потребительской инфляции, то есть к рассчитываемому Росстатом индексу потребительских цен (ИПЦ), была утверждена приказом службы в июле 2018 г. Для определения степени роста тарифа брали среднеарифметический ИПЦ за четыре года.

Теперь вместо доминировавшего в формуле ИПЦ, от динамики которого в большей степени и зависел уровень индексации, фигурирует другой показатель — композитный индекс ценового давления (ИЦД). В него «зашиты» затраты монополии на оплату труда, отчисления на соцнужды, закупку материалов, топливо, электроэнергию, а также амортизацию и прочие нужды. Формула также учитывает уровень ключевой ставки.

«При определении параметров индексации железнодорожных тарифов на базе композитного индекса <...> на последующие 3 года используется структура расходов субъекта регулирования по элементам и составляющим затрат, зафиксированная на последний отчетный финансовый год», — говорится в проекте приказа. В пояснительной записке уточняется, что изменения подготовлены по итогам совещания у замглавы аппарата правительства Алексея Уварова 2 октября.

В пресс-службе ФАС сообщили «Эксперту», что порядок расчета композитного индекса позволит обеспечить предсказуемость в изменении тарифов для потребителей и сбалансированность финансовой модели РЖД.

«Новая модель индексации железнодорожных тарифов учитывает все факторы ценового и инфляционного давления на экономику компании, а не только потребительскую инфляцию. В ней уровень индексации будет максимально точно отражать изменение стоимости перевозок с учетом ценовой политики поставщиков потребляемой нами продукции, включая топливо, электроэнергию, металлургическую продукцию», — добавил представитель РЖД. Он подчеркнул, что предложенный ФАС подход обеспечит прозрачность формирования параметров индексации, так как предполагает использование «публичных и верифицированных органами госвласти стоимостных индексов».

В Минтрансе на момент публикации статьи не ответили на запрос «Эксперта».

С 1 декабря 2024 г. тарифы на грузовые железнодорожные перевозки были повышены на 13,8%, индексация включала так называемые целевые надбавки (на корректировку налогов — 1,5%, капремонт — 7% и транспортную безопасность — 1%). Изначально предполагалось, что надбавки со временем могут отменить, но в итоге их включили в базовый тариф. Кроме того, дополнительно должны быть проиндексированы тарифы на перевозку грузов в контейнерах на 5% в 2025 и 2026 гг. (за исключением перевозок в термических контейнерах) и на порожний пробег универсальных вагонов — на 10% до 31 декабря 2025 г.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Минэка на ближайшую трехлетку индексация тарифов РЖД на 2026 г. будет произведена, как и ранее, с 1 декабря текущего года. По плану министерства рост должен составить 10%. В дальнейшем индексация будет осуществляться с 1 января: в 2027 г. — на 8,3%, в 2028 г. — на 6%, следует из прогноза министерства.

Гендиректор РЖД Олег Белозеров еще в 2023 г. говорил, что индексировать грузовые тарифы нужно в зависимости не от потребительской, а от промышленной инфляции. «Нужно донастроить тарифную систему. Так что это произойдет не раньше 1 января 2025 года, возможно даже 1 января 2026 года», — отмечал он в интервью «РИА Новости». Топ-менеджер подчеркивал тогда, что все изменения должны быть понятны, чтобы к ним можно было подготовиться заблаговременно.

8 октября 2025 г. ФАС также опубликовала на regulation.gov.ru для общественного обсуждения обновленный вариант основного тарифного документа РЖД — прейскуранта № 10-01, переименованного в Тарифное руководство № 1. Впрочем, в пояснительной записке к руководству служба прямо указывает, что документ в целом «сохраняет действующий порядок тарификации».

Ранее, в июле 2025 г., «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что РЖД планирует сближение тарифов на металлургическое сырье и металлопродукцию. Речь идет об увеличении ж/д тарифов на сырье и топливо (ЖРС — на 13,5%, кокс — на 14,5%, коксующийся уголь — на 21%) и снижении — на черные металлы и металлолом в среднем на 15,8%. Компания также предлагает поднять до 15% возможную надбавку к тарифу при перевозке контейнеров.

Отметим, что в этом году на сети РЖД наблюдается заметное снижение погрузки: за 9 месяцев 2025 г. она просела на 6,7% год к году, до 830,2 млн т. Как в июле сообщал «Эксперт», это происходит на фоне роста тарифов и увеличения отказов от перевозки по уже согласованным с монополией заявкам.

Реакция рынка

У нового способа формирования железнодорожных тарифов, по словам источника «Эксперта» среди компаний — операторов грузовых вагонов, два основных риска. Во-первых, никто за пределами монополии не сможет проверить, на самом ли деле товары и услуги (чьи цены учитывает композитный индекс) были поставлены или оказаны по минимально возможной цене. Во-вторых, вместо создания стимулов к сокращению издержек формируются стимулы к тому, чтобы подталкивать РЖД «к всемерному росту издержек», категоричен источник.

Источник в одном из грузоотправителей добавил, что принцип «инфляция минус» хотя бы формально мотивировал перевозчика стремиться к снижению затрат и повышению операционной эффективности. Предлагаемые изменения, по его мнению, фактически означают подход «затраты плюс». И это в период, когда погрузка падает, а экспортные рынки схлопываются, подчеркнул он.

Другой собеседник «Эксперта» в одной из компаний-грузоотправителей отметил, что введение индекса не стало неожиданностью для рынка. Само решение, подчеркнул он, было принято еще в ноябре 2024 г., дело стало только за разработкой конкретной формулы. Ее варианты, по словам источника, обсуждались на разных уровнях, в том числе с участием бизнеса.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин сказал «Эксперту», что прогнозирующийся 10%-ный рост тарифов РЖД в 2026 г. — компромиссный вариант между прошлой и новой моделью индексации. В свою очередь один из источников «Эксперта» говорит, что индексация на 2026 г., вероятно, рассчитана на основе композитного индекса. Например, угольщики по новому методу в среднем по году заплатят на 25 млрд руб. больше, чем если бы индексация проводилась как раньше по формуле «инфляция минус», добавил он.

«Минэк и ФАС настаивают на сокращении внутренних затрат РЖД с оценкой через специальный коэффициент (коэффициент dэк в размере 2% от общих затрат по перевозочным видам деятельности. — „Эксперт“). Но его эффективность еще предстоит оценить. Пока идея и инструмент выглядят рабочими», — добавил Павел Иванкин. Также, по его мнению, регуляторам важно проконтролировать, чтобы под сокращение не попали важные статьи расходов РЖД.

Основатель N.Trans Lab Мария Никитина считает, что отказ от принципа «инфляция минус» и переход на расчет индекса ценового давления ухудшают базовые основы тарифообразования на железнодорожном транспорте. Она напомнила, что принцип price cap («инфляция минус») применяется для естественных монополий по всему миру именно для того, чтобы стимулировать снижение издержек.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Промышленность,
Как развивается сеть электрозаправок в России
Культура,
В прокат выходит фильм «Эддингтон» с Хоакином Фениксом
Культура,
Тейлор Свифт выпустила новый альбом