Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»
Ускоренное сжатие
Рынок лизинга в России, показавший околонулевую динамику в первом полугодии 2024 года и снижение на 7% по итогам полного года, ускорил темпы сокращения в первой половине 2025 года. Новый бизнес лизингодателей за первые шесть месяцев текущего года составил 813 млрд руб. (аналогичный показатель годом ранее — 1,48 трлн руб.), а число заключенных сделок — 132 тыс. (минус 40%).
Сокращение масштабов лизинговой деятельности обусловлено длительным периодом высоких процентных ставок в экономике, что отразилось как на спросе на лизинг, так и на уровне одобрения лизингодателями клиентских заявок
Средняя стоимость одного лизингового договора увеличилась за год на 10% и составила около 14,1 млн руб., что удержало объемы заключенных сделок от еще большего падения. При этом резкое снижение суммы заключенных контрактов и рост объема поступающих платежей (1,58 трлн руб. за первое полугодие 2025 года, +10% к аналогичному периоду прошлого года) привели к сокращению суммы чистых инвестиций в лизинг и активов в операционной аренде на 2% относительно начала года (до 5,9 трлн руб. на 1 июля 2025 года).
ГК «Газпромбанк Лизинг» и ГК «Альфа-Лизинг» сохранили за собой первое и третье места соответственно по объему нового бизнеса, несмотря на сопоставимое с рынком почти двукратное сокращение новых сделок. Второе место заняла Государственная транспортная лизинговая компания, поднявшаяся на три позиции по отношению к первому полугодию 2024 года. Доля лизинговых компаний, входящих в топ-20, в общем объеме нового бизнеса почти не изменилась за первые шесть месяцев 2025 года и составила 87%.
Розница — антидрайвер
Антилидером с наибольшими темпами снижения в структуре рынка стали розничные сегменты, объем нового бизнеса в которых по итогам первого полугодия 2025 года сократился на 49%, до 646 млрд руб. Ускоренное сжатие сделок в рознице обусловлено в том числе регулярным повышением утильсбора, ростом долговой нагрузки транспортных компаний, конкуренцией и демпингом со стороны китайских перевозчиков, а также временными ограничениями регистрации ряда импортных грузовиков. Как следствие, новый бизнес в сегменте легковых автомобилей просел на 27%, а по грузовому автотранспорту — более чем на две трети. Доля автолизинга в общем объеме нового бизнеса впервые за шесть лет продемонстрировала падение и составила 48% против 56% годом ранее. По данным ДОМ.РФ, российские застройщики по итогам восьми месяцев текущего года сократили вывод жилья на рынок на 19% год к году. Это оказало давление на объем контрактов на строительную технику — новые сделки в данном сегменте лизинга снизились на 56%. В отличие от шоковых для экономики 2020 и 2022 годов, в текущем году сектор жилого строительства и ипотеки в меньшей мере стимулируется за счет господдержки. Кроме того, переносятся сроки реализации некоторых инфраструктурных проектов (например, инвестиционная программа РЖД была сокращена с 1,5 трлн до 880 млрд руб., а третий этап модернизации БАМа и Транссиба перенесен как минимум на год).
Снижение объема новых сделок в корпоративном сегменте (ж/д, авиа- и водный транспорт) было обусловлено в том числе ухудшением платежной дисциплины по цепочке «конечный потребитель — лизингополучатель — лизинговая компания». Так, например, ухудшение конъюнктуры внешних рынков, падение цен на уголь и металлы обусловили проблемы у добывающих компаний и снижение спроса на перевозки. Кроме того, сжатию корпоративного сегмента поспособствовала неопределенность относительно перспективы снижения ставок, не позволяющая бизнесу строить длительные инвестиционные планы. Тем не менее темпы сокращения корпоративного сегмента лизинга оказались в два раза меньше, чем розничного, — минус 21% по отношению к первому полугодию 2024 года, что может быть обусловлено, в частности, большей инерционностью сегмента.
Проверка риск-аппетитов
Дополнительное давление на бизнес лизинговых компаний оказали снижение качества лизингового портфеля и резкий рост числа изъятых предметов лизинга по расторгнутым договорам с лизингополучателями
По оценке «Эксперт РА», уровень обесцененных активов среди рейтингуемых агентством лизингодателей вырос за 2024 год с менее чем 2% от чистых инвестиций в лизинг до 3,3%, при этом в первом полугодии 2025 года рост доли проблемных активов продолжился. С одной стороны, участникам рынка пришлось ужесточать требования к клиентам (в том числе повышая уровни авансов), с другой — направлять дополнительные ресурсы на работу с изъятым имуществом. У части игроков рынка сработали ковенанты по договорам с банками по уровню просроченной задолженности в портфеле, что требовало согласования новых условий по кредитам или оперативного урегулирования проблемных сделок.
Рост рынка лизинга, как и всей сферы инвестиций, может начаться после значимого снижения ключевой ставки и наращивания темпов промышленного производства. Банк России при этом снижает ключевую ставку очень поступательно, в связи с чем «Эксперт РА» ожидает сохранения значительной отрицательной динамики суммы новых лизинговых сделок и по итогам второго полугодия 2025 года. Поддержкой рынка в текущих условиях могут выступить инфраструктурные проекты и крупные государственные программы, при этом по мере дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики в 2026 году будет реализовываться отложенный спрос в розничных сегментах.
Посмотреть все данные рэнкинга лизинговых компаний можно здесь.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag