Убытков не избежали
Минэнерго разработало и внесло в правительство проект постановления о пролонгации отсрочки по уплате НДПИ и страховых взносов для угольных компаний еще на 6 месяцев — с 1 декабря 2025 г. до 31 мая 2026 г., сообщил и.о. директора департамента угольной промышленности министерства Дмитрий Лопатин 21 ноября на заседании комиссии государственного совета по направлению «Энергетика».
Срок действующей отсрочки истекает 30 ноября 2025 г. По данным ФНС, которые привел Дмитрий Лопатин, с мая по ноябрь 2025 г. угольные компании получили налоговую отсрочку на 45 млрд руб., что дало возможность сэкономить около 3 млрд руб. на процентных платежах.
«Мерой по получению отсрочки по уплате НДПИ и страховых взносов пользуются 138 предприятий угольной промышленности», — отметил Дмитрий Лопатин, добавив, что пока угольная отрасль всё еще находится в убыточном состоянии — к концу 2025 г., по прогнозу Минэнерго, убытки компаний увеличатся до 350 млрд руб. В 2024 г., согласно данным Росстата, сальдированный убыток российских угольщиков составил 112,6 млрд руб. По словам и.о. директора департамента Минэнерго, сейчас убыточными являются 74% угольных предприятий, а 23 предприятия и вовсе остановили добычу.
Как правительство поддерживает угольщиков
Правительство России в конце мая 2025 г. определило перечень мер поддержки угольной промышленности на фоне кризиса, случившегося из-за снижения котировок на мировых рынках и санкций. Среди мер, утвержденных кабмином, — отсрочка по уплате НДПИ и страховых взносов до 1 декабря 2025 г. с возможностью продления этой меры. Угольщикам с высокой долговой нагрузкой предполагалось дать возможность реструктуризации долгов. Также должны быть утверждены планы финансового оздоровления предприятий отрасли, в том числе предусматривающие помощь непосредственных бенефициаров (акционеров), а также ограничения на выплату дивидендов, повышение оплаты труда высшего менеджмента, оптимизацию затрат. Помимо этого, кабмин одобрил предоставление адресных субсидий для компенсации части стоимости логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния, а также для компенсации в 12,8% от величины тарифа РЖД на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлениях для угольных компаний Сибири.
Дмитрий Лопатин напомнил, что помимо решений правительства, действующих для всех компаний угольной отрасли, в рамках подкомиссии по оказанию мер господдержки отдельным отраслям экономики (ее возглавляет глава Минфина Антон Силуанов. — «Эксперт») утверждаются и индивидуальные меры господдержки. «На подкомиссии уже рассмотрены материалы 10 организаций — это 43 предприятия. В очереди на рассмотрении находятся еще 19 организаций, или 36 предприятий. В ближайшее время планируют подать материалы около 5 организаций — это 8 предприятий», — отметил и.о. директора департамента Минэнерго.
Железнодорожный путь
Минэнерго также предложило продлить действие соглашения РЖД с Кемеровской областью о вывозе угля на экспорт в восточном направлении. В 2025 г. соглашение предусматривает вывоз 54,1 млн т угля из региона. В министерстве считают, что аналогичные соглашения должны быть заключены и с остальными угледобывающими регионами. «Соглашение позволит планировать производственную программу на весь год и заключить с контрагентами долгосрочные договоры, в том числе с портовой инфраструктурой и вагонными операторами», — пояснил Дмитрий Лопатин.
Согласно данным, которые он привел, по итогам 10 месяцев 2025 г. вывоз угля с Кузбасса в рамках соглашения идет с перевыполнением плана на 0,2 млн т. В то же время Дмитрий Лопатин обратил внимание, что из регионов, с которыми у РЖД не было заключено соглашение на гарантированный вывоз, объем погрузки угля снизился. Так, из Хакасии за 10 месяцев 2025 г. было отгружено на 1,1 млн т угля, или на 20%, меньше угля, чем за аналогичный период 2024 г. Из Иркутской области отгрузки угля снизились на 2 млн т, или на 9,7% год к году.
Данные по исполнению соглашения РЖД и Кузбасса по вывозу угля в ходе заседания комиссии госсовета подтвердил замдиректора департамента в области железнодорожного транспорта Минтранса Константин Григорьев: «Соглашение выполняется на 100,4%, то есть при плане 44,6 млн тонн вывезено 44,8 млн тонн».
Другую информацию в начале ноября приводили в РЖД. Замглавы холдинга Ирина Магнушевская говорила журналистам, что угольные компании Кузбасса с начала года не предъявили 1,1 млн т угля в рамках заключенного с РЖД соглашения.
На заседании комиссии Госсовета Ирина Магнушевская отметила, что все параметры соглашения по вывозу угля с Кузбасса всё-таки будут выполнены, но на 2026 г. РЖД не поддерживает заключение таких соглашений. «При формировании планов компания выступает за организацию перевозок в соответствии с очередностью, предусмотренной ПНД (правилами недискриминационного доступа к ж/д инфраструктуре. — „Эксперт“), без заключения соглашения с угольными регионами, — сказала она. — Важно еще отметить, что соглашения в своем текущем формате не дают своим сторонам никаких гарантий и не являются действенным инструментом поддержки угольной отрасли».
Вместе с тем, по данным Минтранса, экспортная погрузка угля из России за 10 месяцев 2025 г. выросла на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., до 148,2 млн т. Самый значительный рост был зафиксирован на южном направлении — 30,7%, на восточном направлении показатель вырос на 5,4%. «На северо-западном направлении снижение погрузки составило 19,6% из-за серьезных внешних ограничений», — добавил Константин Григорьев. При этом внутрироссийские перевозки угля сократились на 4,3% за счет сокращения спроса (прежде всего в металлургии) и более теплой зимы.
Помощь в идеальный шторм
Партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов заявил «Эксперту», что любая поддержка угольщиков идет на пользу в ситуации «идеального шторма», когда все факторы сыграли против отрасли. По его словам, на фоне ранее принятых мер господдержки угольщикам уже удалось оптимизировать производственные издержки: «Себестоимость добычи энергетического угля в Кузбассе сократилась в этом году в среднем до 2600–2700 руб./т по сравнению с 3300–3500 руб./т в прошлом. По коксующимся углям показатель снизился до 4600–4700 руб./т по сравнению с 5500 руб./т».
Александр Котов также отметил снижение ставок аренды полувагонов в 2025 г. до исторически минимальных значений за последние несколько лет и заметное уменьшение ставок перевалки угля в портовых терминалах.
Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов подчеркнул, что соглашение РЖД с регионами по вывозу угля в восточном направлении могло бы сильно поддержать угольную отрасль в 2026 г. По словам аналитика, сейчас сложились хорошие условия для перевозки угля на восток: в условиях минимальной погрузки всех грузов на сети РЖД и отставления порожних вагонов сильно возросла скорость ж/д движения и появилась возможность провозить большие объемы.
«В соглашениях также содержатся обязательства для угольных компаний, а не только для РЖД. Например, по отгрузке угля только в инновационных полувагонах», — напомнил Александр Титов. Аналитик предположил, что РЖД может потребовать дополнительные условия для заключения соглашений с угледобывающими регионами на 2026 г. — например, внедрение принципа «вези или плати».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag