В ожидании заказов
Подписание соглашения о намерениях между ОСК и «Созвездием» состоялось на международной выставке и конференции «Нева-2025» в Санкт-Петербурге, где впервые и был представлен проект нового судна «Сириус». Оно разработано конструкторским бюро ОСК «Вымпел», уточнили в пресс-службе судостроительной компании.
«Эти суда являются представителями нового поколения лайнеров и предназначены для российского рынка внутреннего туризма», — отметил заместитель гендиректора ОСК по гражданскому судостроению Кирилл Торопов, слова которого приведены в релизе. По словам топ-менеджера, они позволят значительно расширить географию речных туристических маршрутов.
Уточняется, что эксплуатировать суда планируется в том числе на Волго-Балтийском, Волго-Донском судоходных каналах, Онежском и Ладожском озерах, в прибрежных морских районах Балтийского, Азовского и Черного морей. Как отметил президент круизной компании «Созвездие» Александр Сахаров (его также цитирует пресс-служба), теплоход типа «Сириус» отличается хорошим соотношением пассажировместимости, открытых палуб и общественных помещений.
Пассажировместимость судна — 281 человек, необходимый экипаж — порядка 130 человек.
Как отметил в комментарии «Эксперту» генеральный директор «Созвездия» Михаил Алямовский, говорить о твердом контракте пока рано. По его словам, еще предстоит сформировать заказ на эти теплоходы, в том числе со стороны других судоходных компаний. «По срокам появления теплоходов пока тоже сказать сложно. ОСК важно, чтобы это была как можно бо́льшая серия (это повлияет на стоимость производства судов. — „Эксперт“). Сейчас мы эти теплоходы покажем партнерам-конкурентам, и, возможно, они их тоже заинтересуют. Схема финансирования также будет зависеть от того, каков будет общий заказ. Но в целом на проект может уйти как минимум год-полтора. Раньше 2027 года мы вряд ли их получим», — отметил Михаил Алямовский.
По его словам, судоходная компания рассматривала для себя эксплуатацию теплохода «Мустай Карим» (четырехпалубный теплоход проекта PV-300), но он «не подошел экономически», как и круизный теплоход проекта 00840 типа «Карелия». «Мы в модели „Сириуса“ постарались сконфигурировать весь наш 21-летний опыт работы в речных круизах. Сделали теплоход с перспективой эксплуатации на несколько десятилетий вперед», — добавил Михаил Алямовский.
Что еще подписала ОСК на «Нева-2025»
Помимо соглашения на шесть теплоходов, ОСК представила на «Нева-2025» первую в России унифицированную платформу для строительства судов типа «река-море» (Платформа № 1). Она предназначена для серийного строительства универсальных сухогрузов, контейнеровозов и танкеров класса РС R2. Как отмечают в ОСК, в проекте «зашиты» максимальное упрощение и унификации оборудования на судах. «Нам было важно заложить эффективность в отработанные серийные решения у поставщиков. Основная проблема — неготовность некоторых поставщиков к ритмичным серийным поставкам оборудования. Поэтому мы закладываем опционные решения: по энергетическим установкам, например, предусмотрены три разные варианта двигателя. Если российский поставщик не сможет, заменим его другим. Этот принцип мы исповедуем по всем позициям», — отметил на выставке «Нева-2025» замдиректора ОСК по инжинирингу Борис Богомолов. По его оценке, платформенное решение позволит сократить сроки постройки судов на 30%. Вопрос стоимости таких судов, по словам топ-менеджера, будет зависеть от дат контрактации, а также от выделения госфинансирования и в целом стоимости денег. Пилотной верфью для постройки таких судов станет нижегородское «Красное Сормово, затем к проекту может присоединиться «Северная верфь».
«Созвездие» образовано в 2015 г. на базе туристической компании «Инфофлот», ведущей свою деятельность с 2003 г., следует из данных портала Cruiseinform. Под марку «Созвездия» был передан собственный флот компании, сейчас она располагает девятью теплоходами. По словам директора по развитию отраслевого портала Portnews Надежды Малышевой, «Созвездие» — это одна из трех крупнейших компаний круизного туризма в России после «Водохода» и «Мостурфлота». По данным СПАРК, бенефициаром «Созвездия» является Александр Соснин (ему принадлежит 100%).
Речной туризм не видит берегов
Развитие внутреннего российского туризма, безусловно, подстегивает спрос на суда такого типа, уверен генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Спрос на теплоходы очевидно есть, это подтверждается и спросом на круизный лайнер „Петр Великий“, и эксплуатацией „Мустай Карима“. Это то, что сейчас очень востребовано. Ведь уровень комфорта на многих пассажирских судах сегодня не соответствует современным требованиям», — отметил Михаил Бурмистров. По его оценке, головное судно проекта может стоить «ближе к 6 млрд рублей», а серийные — около 5 млрд руб. каждое. Соответственно, потенциальный контракт на шесть теплоходов он оценил в чуть более 30 млрд руб. Помимо ОСК, строительством круизных судов занимается в России верфь Emperium (на 50,2% принадлежит Sitronics Group, подконтрольной АФК «Система»), но ее суда значительно меньше по размеру, напоминает эксперт.
По данным Росморречфлота, речную круизную навигацию в этом году обеспечивают порядка 100 пассажирских теплоходов в Европейской части и семь судов на реках Сибири и Дальнего Востока. В 2024 г. по туристским маршрутам было перевезено почти 450 тыс. пассажиров. При этом общая протяженность внутренних водных путей России составляет свыше 101 тыс. км, из них 49 тыс. км — с гарантированными габаритами судовых ходов.
Об устаревшем парке пассажирских речных теплоходов заявил «Эксперту» и вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян. «Многие суда 1950–1980-х годов постройки с устаревшими требованиями для комфорта пассажиров. За последние годы появилась лишь пара новых теплоходов подобного класса. 281 человек — это хорошая вместимость. Мы видим, что и мировой, и российский опыт развития судоходства очень востребован, а речная навигация — особенно востребована сегодня в России», — отметил эксперт.
Ближайший аналог «Сириуса» — построенный ранее круизный лайнер «Мустай Карим», который является российским четырехпалубным пассажирским теплоходом класса «река-море» проекта PV300, отметил партнер SBS Consulting Олег Сутырин. «Он немного более вместительный, но по остальным техническим характеристикам идентичен. „Мустай Карим“ был спущен на воду в 2019 г. и обошелся заказчику ориентировочно в 3,2 млрд рублей», — объясняет Олег Сутырин. Исходя из того, что цены на комплектующие значительно выросли и стоимость производства в России выросла, «Сириус», по его оценкам, обойдется в 5–6 млрд руб. за судно. Сроки поставки новых теплоходов от закладки эксперт оценивает в три года «при отлаженном производстве», но на пятом или шестом судне «можно добиться показателя в 2,5 года». Хотя идентичный лайнер «Владимир Жириновский» (ранее «Петр Великий») строится уже 9 лет, напомнил Олег Сутырин.
В пресс-службе «Водохода» отказались от комментариев «Эксперту». Запросы также были направлены в «Мостурфлот» и круизную компанию «Гама».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag