методология
Методика формирования Рейтинга российских инженерных университетов 2025
Рейтинг российских инженерных университетов построен на глубоком анализе научно-технологических достижений вузов. В основе рейтинга — методология двух ежегодных рейтингов, которые АЦ «Эксперт» ежегодно публикует начиная с 2017 г. Это предметный рейтинг (рейтинг научной продуктивности) и Индекс изобретательской активности российских вузов.
Научные достижения вузов анализируются через призму качества публикаций, технологические — через анализ качества патентов. Вес первого блока — 40%, второго — 60%.
При наукометрическом анализе публикаций рассматриваются публикации вуза в 10 предметных областях: инженерные науки, компьютерные науки, математика, материаловедение, науки о Земле, экология, химические технологии, химия, энергетика и физика. Анализируемые показатели разделены на три смысловых блока: «Масштаб» (13,3%), «Востребованность» (13,3%) и «Превосходство» (13,3%). Анализируемые в рамках рейтинга показатели качества патентов разделены на три блока: «Исходные условия» (вес 9%), «Качество» (27%) и «Востребованность» (24%).
Пороговые критерии для включения университета в Рейтинг инженерных университетов:
- Хотя бы в одной из десяти инженерных предметных областей за период 2021–2024 гг. вуз опубликовал более 0,5% всех российских публикаций в соответствующей области. В расчетах учитываются только журнальные статьи и обзоры во всех предметах, кроме области компьютерных наук (где есть также тезисы конференций).
- Вуз имеет не менее 20 патентов (рефератов изобретений и формул полезных моделей), опубликованных за период 2021–2024 гг.
Все показатели рассчитываются за период 2021–2024 гг.
Наше исследование базируется на данных из международных баз рецензируемой научной литературы, данных Федерального института промышленной собственности, Google Patents.
Публикация знаний
На первом этапе отбора вузов — участников рейтинга мы проанализировали научные публикации более 190 российских университетов и отобрали 90 университетов, вошедших хотя бы в одну из десяти инженерных предметных областей: инжиниринг, математика, компьютерные науки, науки о земле, химия, химические технологии, энергетика, физика, экология и материаловедение.
Критерии вхождения в предметную область аналогичны критериям рейтинга научной продуктивности: наличие у вуза не менее 0,5% публикаций от общероссийского объема публикаций в рассматриваемой области.
На втором этапе мы собрали данные о патентной активности университетов за 2021–2024 гг. и отсеяли вузы, имеющие менее 20 опубликованных патентов за этот период. Оставшиеся 80 вузов вошли в первый рейтинг российских инженерных университетов.
С 2013 г. в 10 инженерных областях по всему миру наблюдается устойчивый прирост числа научных публикаций на 5% в среднем ежегодно (график 1).
В России в период с 2015 до 2020 гг. число инженерных статей возросло на 84% и достигло своего пика в 94 тыс. публикаций в 2020 г. Однако после активность пошла на спад, и уже в 2024 г. мы зафиксировали сокращение российского сегмента инженерных публикаций почти на 35% по сравнению с публикационным пиком 2020 г.
Поле изобретателей
В патентной активности также происходит охлаждение. Ежегодно в России число патентных заявок сокращается (график 2).
Эту тенденцию мы наблюдали и ранее при подготовке Индекса изобретательской активности российских университетов. За 10 лет (с 2015 г.) число заявок на патенты снизилось на 41% и на 14% — за последние 4 года.
Снижение наблюдается также и в объемах коммерциализаций инноваций и разработок. За последние 3 года число проданных патентов сокращалось в среднем на 8% ежегодно, а для лицензий этот показатель еще выше — на 10% ежегодно (график 3).
При этом стоит отметить, что в 2024 г. уровень коммерциализациии был рекордно низок.
Мы обратили внимание и на еще один важный аспект патентной активности университетов: импортозамещение программных разработок и рост числа заявок на программы для ЭВМ (ПрЭВМ), базы данных (БД) и топологии интегральных микросхем (ТИМС).
За последние 4 года (2021–2024 гг.) средний прирост числа заявок на ПрЭВМ, БД и ТИМС ежегодно составляет порядка 17%, что в разы превышает средние приросты до 2021 г. (график 4).
За 10 лет число ежегодных заявок на ПрЭВМ, БД и ТИМС выросло на 156%.
Патентная расстановка
С 2017 г. 80 вузов — участников рейтинга опубликовали более 22 тыс. патентов и около 1 тыс. патентов из них были коммерциализированы (график 5). После падения числа опубликованных патентов в 2020 г. почти на 30% участники исследования активно наращивали объемы и почти достигли показателей 2019 г. За 2021–2024 гг. средний прирост числа опубликованных патентов составил 7%.
Число коммерциализованных патентов значительно снизилось: если в 2017 г. около 7% патентов были проданы или лицензированы, то в 2021 г. эта доля составила только 3%.
За период 2021–2024 гг. вузы — участники рейтинга коммерциализировали более 80 патентов.
Передовики инженерной науки
Вузы — участники рейтинга опубликовали более 10,7 тыс. патентов за 2021–2024 гг. в 35 технологических направлениях.
Лидирующую позицию занял МГУ. С небольшим отрывом от лидера 2-е и 3-е места разделили Сколтех и МФТИ. Далее в топ-10 патентов располагаются МГТУ им. Баумана и УрФУ. Позиции 6–7 занимают СПбГУ и Университет Иннополис. Затем с небольшим отрывом следуют ИТМО и НГУ, разделившие 8–9 позиции. При этом, в отличие от ИТМО, для НГУ характерно сотрудничество в разработке инноваций как с компаниями, так и с научными организациями при довольно высокой доле процитированных патентов. Замыкает топ-10 МИСиС с высоким баллом по научному блоку.
Катализаторы технологической трансформации
Как показала дискуссия, выводы исследования представляют интерес для науки и бизнеса. По мнению президента Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, востребованность технологических разработок вузов со стороны реального сектора растет: «Мы сфокусировались на национальных проектах технологического лидерства, в которых у нас есть соответствующие компетенции. Это, в частности, атомные энергетические технологии, новые материалы и химия, промышленное обеспечение транспортной мобильности, новые технологии сбережения здоровья и экономика данных».
Многие университеты выходят на новый уровень. Они занимаются не только прикладными исследованиями, но и поддержкой следующих стадий инноваций. Такая модель, по словам Виктора Кокшарова, реализована в Уральском федеральном университете: «Мы создали полный инновационный цикл — от идеи до разработки. В структуре университета работают конструкторское бюро, инжиниринговый центр, опытное и малосерийное производства».
Востребованность разработок и технологических решений со стороны промышленности видит и ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Виктор Рулевский. Об этом, по его мнению, говорит динамика внебюджетных доходов как в целом по системе образования, так и в отдельных вузах: «В нашем университете за последние годы внебюджетная составляющая достигала рекордного уровня — 65%. Это дает возможность ТУСУРу развиваться по стратегически определенным направлениям, синхронизируя их с задачами, которые ставит государство».
На этот же тренд обращает внимание заместитель директора Передовой инженерной школы Новосибирского государственного университета Владислав Канажевский: «Согласно открытым источникам, финансовый доход НГУ за последние 8 лет вырос примерно в 2 раза. При этом доля доходов от НИОКР увеличилась на 20 процентных пунктов, а объем выполненных НИОКР вырос не менее чем в 3 раза в денежном эквиваленте».
Вузы видят необходимость выстраивания модели для закрепления такого результатата в дальнейшем. По словам Виктора Рулевского, нужно переходить от фрагментарного сотрудничества к системному: «Это позволяет синхронизировать стратегии развития университета и его партнеров. Мы предложили модель перекрестного вхождения в управляющие советы индустриальных партнеров с правом голоса. Благодаря этому мы понимаем долгосрочную политику компаний, что позволяет нам в том числе проводить трансформацию образовательной составляющей и отвечать на технологические запросы».
В необходимости долгосрочного сотрудничества убеждена и команда НГУ. Такое партнерство, например, формируется у этого вуза с СИБУР ПолиЛабом — центром прикладных разработок по переработке и исследованию полимеров. «Университет оказывает посредническую функцию между учеными-исследователями и инноваторами из бизнес-структур. Во-первых, мы находим специалистов, объединяем и настраиваем продуктивную работу ученых под уже сформулированные задачи индустриального партнера. Во-вторых, мы исследуем продуктовые потребности индустриальных партнеров и предлагаем решения с использованием доступных нам компетенций. Третье направление — создание новых продуктов, которые нужны реальному сектору. Например, сегодня перед нефтегазовой отраслью стоит задача повышения эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов. НГУ стал головной организацией консорциума, выигравшего грант на развитие методик цифрового керна с использованием синхротронного излучения. Инновационный инструмент поможет нефтяной отрасли ответить на этот вызов», — приводит примеры Владислав Канажевский.
Вузы могут стать еще и катализаторами технологической трансформации на региональном уровне. Так, Томский университет систем управления и радиоэлектроники стал первым вузом, вошедшим в недавно созданный промышленный кластер по электронике и беспилотным технологиям Томской области, что позволит координировать работу ведущих предприятий отрасли в регионе и университета.
По мнению ректора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимира Шевченко, спрос на деятельность университета формируется со стороны работодателя, абитуриентов, государства и общества. На наш взгляд, политика любого университета заключается в том, чтобы найти баланс с точки зрения трех этих акторов. В рамках курса трансформации инженерного образования у университетов уже накоплен серьезный опыт балансировки«.
Директор Центра рейтинговых исследований Университета «ИТМО» Илья Куфтырёв полагает, что повысить роль вузов в экономическом развитии удалось во многом благодаря деятельности Передовых инженерных школ (ПИШ): «Мы ориентируемся на востребованность ПИШ и активное участие в их развитии со стороны индустриальных партнеров. И этот отклик есть. Если еще несколько лет назад мы в Университете ИТМО делали ставку в большей степени на средний и малый бизнес со специализацией в области ИТ, то в последние годы кардинально расширяется сотрудничество с крупными компаниями, и оно имеет уже стратегический характер».
Конечно, на все эти проекты нужны финансовые ресурсы, и их проще находить вместе. «Наши стратегические партнеры заинтересованы в том, чтобы на решение научных задач привлекались гранты, субсидии и другое финансирование, которое сокращает, с одной стороны, их издержки, а с другой стороны, позволяет делать результаты исследований общедоступными. Таким образом, вузы вносят вклад в технологическое развитие страны в целом, а не только компании заказчика», — убежден Владислав Канажевский.
Эволюция вузовской оценки
Участники дискуссии соглашаются с актуальностью исследования для оценки этих трендов. Рейтинг, по мнению Виктора Кокшарова, позволяет сравнить достигнутые результаты.
Однако в дальнейшем для его эволюции, по мнению Виктора Кокшарова, важно, помимо публикационной и патентной активности, уделять внимание анализу объема внебюджетных НИОКР. «Именно этот показатель говорит о вовлеченности университетов в работу с промышленными предприятиями», — убежден Кокшаров.
Как показало обсуждение, проблема методов оценки деятельности университетов по-прежнему остается острой. «На мой взгляд, сравнение, например, по количеству патентов не является релевантным. Если мы говорим о технологическом развитии, то нужно прежде всего смотреть на финансовый результат. Также важным показателем является стоимость произведенной университетом интеллектуальной собственности, которой пользуются компании», — считает Владимир Шевченко.
Проректор по науке и инновациям Национального исследовательского технологического университета МИСиС Михаил Филонов соглашается с этим тезисом: «Мы общее количество патентов снижаем. Наша политика такова: если у автора нет лицензионного соглашения, нет смысла получать патент, а если патент не коммерциализуется, он не нужен. Вторая сложность связана с созданием научных работ совместными усилиями. Такой патент ни продать, ни лицензировать нельзя. Когда у патента несколько хозяев, это мертвый груз, за который кто-то платит. А стоимость патентов в этом году выросла».
И тем не менее в целом вузы видят необходимость анализа по разным метрикам. «Рейтинги нужно воспринимать как инструмент самоанализа, как повод посмотреть на себя со стороны, — считает Илья Куфтырёв. — Иногда можно обнаружить интересные детали, которые не видны внутри самой организации, это возможность почувствовать пульс и очень хорошая методологическая основа для внутреннего аудита. И конечно, это витрина, сквозь которую на нас смотрят и оценивают индустриальные партнеры».
По мнению вице-президента НИУ ВШЭ, члена Общественного совета ФНС России, члена Общественного совета Роструда Ирины Карелиной, оценка роли инженерных вузов необходима не только на внутрироссийском уровне.
«Сравнение вузов между собой — это важная задача, учитывая сформулированную президентом РФ национальную цель лидерства на глобальном технологическом рынке. Но сообществу необходима еще и оценка, позволяющая делать международные сопоставления. Сейчас видится особенно важным сравнение с вузами из быстро развивающихся стран, которые формируют альтернативные коллаборации — расширяется БРИКС, ШОС и другие международные организации. Именно такое сопоставление будет показывать, насколько быстро и эффективно двигаются наши вузы в глобальном пространстве».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag