«Подписан контракт о поставках в Минск, установлены первые 20 комплексов с нашим ИИ», — ответила Ольга Ускова на вопрос, есть ли другие контракты на «обеспилочивание» трамваев, помимо уже действующего с Санкт-Петербургом. Других подробностей контракта с Минском в Cognitive Pilot не раскрыли.
С Петербургом договор был подписан в 2022 г. и тогда же начал реализовываться. Первыми стали составы серии 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы» с установленной на них системой активной автоматизированной помощи водителю Cognitive Tram Pilot. По словам Ольги Усковой, на текущий момент в Петербурге уже более 350 трамваев оборудованы этими ИИ-системами.
Система автоматизированной помощи водителю — не полноценный автопилот, но она заметно облегчает работу машинисту, например, распознает объекты на дороге (автомобили, светофоры, пешеходов, остановки), а также «читает» дорожные знаки. Обнаружив препятствия, трамвай сам останавливается. Система также поддерживает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, обеспечивает плавный разгон и торможение, повышает безопасность движения в сложных погодных условиях. Но, несмотря на обширный функционал ИИ-системы, транспортным средством управляет именно водитель.
В ходе прошедшего в августе 2025 г. салона «PRO//Движение.Экспо» директор петербургского «Горэлектротранса» Денис Минкин уточнял, что сейчас большая часть трамваев, эксплуатирующихся в городе (около 340 из 500 единиц) оборудованы ИИ-системами от Cognitive Pilot. Кроме техники от «ПК Транспортные системы», они установлены на трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода и «Уралтрансмаша». Однако Денис Минкин также приводил аргументы против полного перехода городского рельсового транспорта на полностью беспилотный транспорт. Прежде всего, из-за человеческого фактора: конфликтов пассажиров в салоне, непредвиденных ЧП на дороге, в том числе риска ДТП по вине других участников движения.
Что такое Cognitive Pilot
Cognitive Pilot (ООО «Когнитив роботикс») — российский разработчик систем искусственного интеллекта для автономного транспорта, Специализируется на создании автономных решений для сельского хозяйства, городского транспорта и железной дороги. Компания создана в 2019 г. как совместное предприятие Сбера и группы Cognitive Technologies с долями 30% и 70% соответственно. На данный момент акционерами являются Сбер (21%), «Газпромбанк» (21%), фонд «Восход» (7%) и Cognitive Technologies (51%). Они владеют долями через «Когнитив пилот», которому в свою очередь принадлежит 100% в «Когнитив роботикс». В последний раз «Когнитив роботикс» публиковала финансовые результаты в 2020 г. Тогда она показала убыток в 185,6 млн руб. при выручке в 64,9 млн руб. Убыток по РСБУ «Когнитив пилот» по итогам 2024 г. составил 3,3 млн руб. против прибыли за 2023 г. в 18,3 млн руб.
«Автопилотирование трамвая осуществляется благодаря совместной работе высокотехнологичных камер, специализированных радаров и высокопроизводительных блоков вычислений. Безопасность обеспечивается нейросетями, которые анализируют огромные массивы данных. Они распознают пешеходов на остановках, при переходе путей, видят автомобили и другие транспортные средства, реагируют на светофоры. По мере развития технологий и накопления изображений нейросети обучаются точному выполнению задач. Например, так улучшается компьютерное зрение», — описал механизм работы ИИ на транспорте эксперт Национальной технологической инициативы «Автонет» Игорь Мишин. По его мнению, сейчас для работы систем автоматизации все еще необходимо присутствие человека в салоне, но уже в ближайшие годы необходимость в машинисте отпадет.
Системы автоматизации снижают опасность на дорогах, исключая человеческий фактор, отметил доцент кафедры «СМАРТ-Технологии» Московского политехнического университета Тимур Идиатуллов. В частности, полагает он, распространение ИИ-систем может уменьшить количество аварий, связанных с усталостью машинистов трамваев.
Внедрение беспилотных трамваев в Минске и в других крупных городах постсоветских стран — стратегическое решение, считает Тимур Идиатуллов. Массовое внедрение высокоавтоматизированного транспорта, по его мнению, неизбежно. С работой систем Cognitive Pilot в Минске не должно быть проблем, учитывая опыт их эксплуатации на протяжении нескольких лет в Петербурге, добавил он.
Полный текст интервью с Ольгой Усковой читайте в журнале «Эксперт», на сайте текст будет опубликован 10 ноября.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag