От реакторов к водопроводам

Как культура нулевого риска меняет ЖКХ

Фото: пресс-служба «Росатома»
Сфера ЖКХ постепенно перенимает стандарты атомной отрасли: планово-предупредительный ремонт вытесняет понятие «авария». В рамках операционной деятельности, а также в качестве вендора и интегратора цифровых решений «Росатом» «поддерживает тепло» не только в атомных городах, но и за их пределами, ведь управление сложнейшими, критически важными инфраструктурами — ключевая компетенция госкорпорации. О том, как перенести эту культуру нулевого допуска на уровень котельных, теплосетей и насосных станций, мы поговорили с Еленой Лекомцевой, генеральным директором предприятия госкорпорации «Росатом» — «Городские технологии».

— Елена, «Росатом» устойчиво ассоциируется с ядерными реакторами и ледоколами. Что побудило госкорпорацию всерьез заняться трубами, счетчиками и проблемами ЖКХ? Это диверсификация бизнеса или социальная нагрузка?

— «Росатом» давно и системно развивает города своего присутствия — наши атомные города. Это и городская среда, и различные образовательные или культурные проекты, такие как «Школа Росатома» или «Территория культуры». И большой блок связан с модернизацией энергетики и ЖКХ, а также развитием технологий «Умного города» с целью решения конкретных прикладных задач для муниципалитета и жителей. За это как раз отвечает дивизион «Росатома» «Инфраструктурные решения», в который входит наша компания.

— С учетом изношенности объектов ЖКХ и дефицита средств не возникает ли противоречий между необходимостью обновлять, например, теплосети и внедрением цифровых решений?

— Разумеется, в первую очередь инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций направлены на замену трубопроводов, модернизацию систем тепло- и водоснабжения. Но, повторюсь, наибольший эффект дает именно комплексный подход. Цифра позволяет запланировать работы там, где это действительно необходимо, и заранее спрогнозировать ситуации на сетях, которые нужно если не полностью избежать, то хотя бы минимизировать по последствиям.

Здесь показателен кейс Обнинска. Это первая и одна из немногих в стране мультиконцессий, когда в управление был взят практически весь комплекс энергетики и ЖКХ города: системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. И одновременно мы занялись цифровой трансформацией: внедряем собственные решения по цифровизации ресурсоснабжения, переводим в цифровой формат работу насосных станций, котельных.

В результате сегодня в Обнинске диспетчер в режиме реального времени видит, как работает оборудование на разных объектах, какое давление в системе водоснабжения города и отдельных его районах, может удаленно включать и отключать оборудование. Различные датчики контролируют работу насосных станций и по малейшим изменениям параметров предупреждают о возможной поломке. На цифровом двойнике удается моделировать развитие событий и проводить превентивный ремонт, не дожидаясь, когда оборудование фактически выйдет из строя. Всё это существенно снижает аварийность, повышает эффективность предприятия, качество и надежность ресурсоснабжения.

— Случалось ли, что ваша система помогла предотвратить критические ситуации?

— Сегодня технологии позволяют реагировать радикально быстрее, а в ряде случаев — опережать события. Система может сама предупредить о нестандартной ситуации, отследив ее по набору параметров и передав сигнал оператору. Такое уже происходило, например, в атомном городе Глазове, где система «Цифровой водоканал» начала внедряться раньше, чем в Обнинске. В составе решений есть модули «Анализ балансов» и «Анализ режимов». С применением искусственного интеллекта они отслеживают текущий расход воды, сравнивая его со средними значениями в точках, где установлены датчики. Таких точек более сотни, запросы к ним идут в режиме реального времени. Как только система видит, что на каком-то участке расход воды устойчиво превышает средние значения, она подает сигнал. Это позволяет выявлять утечки на стадии небольших повреждений и предотвращать крупные прорывы. Бригада приезжает, раскапывает трубу, устраняет протечку — и дальше всё работает штатно.

Для энергетики и ЖКХ мы разработали два взаимосвязанных продукта: «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение». Они позволяют создать единый центр управления эффективностью ресурсоснабжения городов, предприятий и коммунальных комплексов — от производства ресурса до его потребления, с автоматизацией всех основных бизнес-процессов.

— Как сегодня меняется роль технологий в управлении ЖКХ?

— На объектах коммунальной инфраструктуры принципиально важно наличие информационных систем, обеспечивающих автоматизацию действий и взаимодействие разных направлений. В случае нештатной ситуации это дает возможность максимально быстро собрать данные, свести их в едином контуре и увидеть целостную картину. Другими словами, скорость реакции на такую ситуацию возрастает, а значит, повышаются надежность и качество ресурсоснабжения в целом.

Наш подход как раз в том, чтобы любая информационная система внутри одного сектора имела бесшовную интеграцию и обмен данными с другими системами — вплоть до самых низких уровней. И не стоит забывать, что цифровизация энергетики и ЖКХ позволяет получить ощутимую экономию ресурсов: например, потери в сетях удается снизить на 7–10%.

— Насколько отрасль готова к работе на полностью отечественной технологической базе?

— Проекты «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение» реализованы на единой IoT-платформе. Это программное решение, которое позволяет собирать информацию с датчиков, обрабатывать ее и передавать на диспетчерский пульт. Все решения, которые применяются на объектах ЖКХ и энергетики, — российские. Оборудование тоже наше, отечественное. Это логично, потому что речь идет о предприятиях повышенной опасности, объектах жизнеобеспечения. Это теплоснабжение не только жилых домов, но и больниц, школ, детских садов. Безопасность цифровой инфраструктуры и надежность ресурсоснабжения — наш основной приоритет.

Кроме того, мы используем и разрабатываем не только цифровой продукт, но и оборудование. Собственная производственная площадка открывает дополнительные возможности. Например, для проекта в Обнинске мы под конкретные задачи изготовили на своем производстве шкафы управления и диспетчеризации для автоматизации работы насосного оборудования.

И если говорить про импортонезависимость, наша команда разработала и наладила производство собственных интеллектуальных станций экомониторинга — смарт-шлюз. Он на 70% состоит из отечественных компонентов и может измерять любые параметры (газ, шум, световой поток и т.д.). Смарт-шлюз фиксируют параметры окружающей среды и анализирует данные, передает их в систему в виде интерактивных карт и графиков и формирует рекомендации для оператора. Его можно применять и в сфере ЖКХ, и в Умном доме, и в Умном городе, и на Умном предприятии, и, конечно, для промышленной и экологической безопасности.

— Где проходит граница применения ИИ в критически важных инфраструктурах?

— Просчитать, увидеть аномалии — с этим машина справится гораздо быстрее человека. Но искусственный интеллект, который мы применяем, — это инструмент и ассистент. Он сокращает время на получение данных, их обработку и анализ, автоматически формирует отчеты, оцифровывает архивы, помогает диспетчерам. При этом последнее слово остается за человеком. Мы пока не готовы делегировать активные действия и директивы ИИ. Футуризм — это увлекательно, но здравомыслие в сфере критической инфраструктуры важнее.

— С какими вызовами вы сталкиваетесь в процессе цифровой трансформации?

— Основной барьер — неготовность к переменам. Есть опасения, что при внедрении цифры и высвобождении большого количества ручного труда людей начнут увольнять. Есть страх, что усилится контроль за работниками, потому что раньше они заполняли журналы вручную, а теперь появятся планшеты, геопозиционирование, точная фиксация времени и действий.

Людям свойственно воспринимать новое с опаской. И на наших предприятиях, и там, где мы выступаем как вендор или интегратор, мы проводим встречи с персоналом, показываем преимущества цифры: достаточно один раз внести данные в систему — и они автоматически «доезжают» туда, где нужны. Объясняем, насколько это удобнее прежних бумажных процедур.

Сопротивление чаще всего возникает именно на стороне персонала. Здесь задача и наша, и руководства предприятий — убедить людей в том, что цифра удобна, комфортна и не ведет к массовому сокращению. В ЖКХ и энергетике сегодня дефицит кадров. Даже если в результате внедрения цифровых систем необходимость в каких-то операциях отпадает, а за ними стоял конкретный человек, его переучат. Он будет работать либо на том же участке, но уже с электронными помощниками, либо перейдет на другой функционал — без работы никто не останется.

— Что мешает процессу полномасштабной цифровизации отрасли?

— Одной из главных проблем в российской отрасли ЖКХ является цифровая разрозненность. «Лоскутная» цифровизация появляется не только из-за скромных бюджетов, технологических барьеров или отсутствующих компетенций, но и из-за отсутствия единого стандарта, национальной архитектуры цифрового ресурсоснабжения. Проекты реализуются «кусочками», по отдельности, кто как знает, отсюда — существенная фрагментация систем. Требуется единый системный подход к цифровизации предприятий ЖКХ, «дорожная карта» для всех участников отрасли, с открытыми интерфейсами и механизмом сертификации решений. Важно отметить, что большую поддержку в этом оказывает Минстрой России.

— Какой проект вы бы назвали наиболее показательным с точки зрения цифровой трансформации ЖКХ?

— Важным событием стало внедрение автоматизированной системы «Цифровой водоканал» вместе с Министерством цифрового развития Белгородской области и ГУП «Белоблводоканал». Проект состоял из четырех этапов, которые предусматривали поэтапное развертывание и интеграцию цифровых решений.

За три года реализации проекта, который стартовал в 2022 г., в регионе создан единый центр управления эффективностью систем водоснабжения и водоотведения. Основные результаты — минимизация потерь в сетях, предотвращение аварийных ситуаций, рост эффективности и качества водоснабжения. Система включает аналитические инструменты и модули прогнозной аналитики на базе машинного обучения. Она автоматически сигнализирует о потенциальных сбоях, показывает, где требуется вмешательство, и отслеживает состояние оборудования.

Раньше значительная часть задач требовала выезда бригад «на разведку»: если где-то падало давление, на место выезжали электрики, механики и только после этого понимали, где именно нужно вмешательство. Теперь диспетчеры видят полную картину и необходимые специалисты направляются сразу туда, где действительно есть проблема.

— В чем ваше отличие от ИТ-компаний — интеграторов и производителей оборудования?

— Прежде всего в том, что дивизион «Росатом Инфраструктурные решения», частью которого является наша компания, — это ресурсоснабжающая организация. Прежде чем выводить на рынок тот или иной продукт, мы тестируем его у себя, внедряем, вылавливаем и устраняем ошибки, а уже потом предлагаем заказчикам готовое решение, прошедшее испытания в реальных условиях. Поэтому «Росатом» предлагает энергетикам и компаниям ЖКХ только те решения, которые действительно работают в данном секторе.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Как промышленность готовит для себя кадры
Министр финансов Антон Силуанов о бюджетной политике прошлого, настоящего и будущего
Экономика,
Для обеления бизнеса снижение налогов полезнее стимулов