От Сахалина до Калининграда
Пассажирский моторвагонный состав на водородных топливных элементах появится до конца 2026 г. Об этом сообщил генеральный директор ТМХ Кирилл Липа на Третьем форуме новых материалов и технологий АМТEXPO, который прошел 27 января в Москве. Ранее стало известно о том, что холдинг изготовил и успешно испытал конструкции вагонов будущего водородного поезда модели 62-4584.
Работа водородного двигателя (точнее, генератора) основана на соединении водорода и кислорода (из воздуха) на пластинах-катализаторах, при реакции выделяется электроэнергия и вода, которая выходит в виде пара в окружающую среду.
После сборки и прохождения сертификационных испытаний два пилотных состава (из двух и трех вагонов) отправятся на Сахалин. Там создан Восточный водородный кластер — первый в стране проект по развитию водородных технологий. Как рассказал «Эксперту» директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов, запуск в коммерческую эксплуатацию пилотных поездов ожидается в 2028–2029 гг.
Отметим, что в 2021 г. главный инженер ОАО «РЖД» Владимир Андреев, выступая на Российской энергетической неделе, говорил, что уже в 2024 г. на Сахалине начнется эксплуатация рельсовых автобусов «Орлан» с водородными энергоустановками. Этот проект планировалось реализовать при участии «Росатома» и ТМХ.
Перевод железнодорожного транспорта на водород — один из способов сокращения выбросов парниковых газов. Согласно Климатической доктрине РФ, к 2060 г. страна должна достичь углеродной нейтральности. Железнодорожные перевозки, для которых используют в том числе дизельное топливо, оставляют значительный углеродный след. Водород же экологичен , возобновляем и эффективен (по мощности поезд на водородных топливных элементах не уступает дизельным или электрическим машинам).
В перспективе планируется перевести на водород все пассажирские пригородные перевозки на Сахалине. Перспективные регионы для применения водорода — Якутия, Камчатка, Чукотка и другие территории Дальнего Востока, которые имеют большое количество неэлектрифицированных железнодорожных путей, рассказал Андрей Горбунов.
Как сказали «Эксперту» в ОАО «РЖД», помимо Сахалина, интерес к замене дизельного транспорта на водородный проявляют Калининградская область и Алтайский край.
Водородный поезд создается в рамках соглашения, подписанного в 2019 г. между АО «ТМХ», «Росатомом», ОАО «РЖД» и Правительством Сахалинской области. Поезд проектируется в двух- и трехвагонном исполнениях. Запас хода — 725 км и 80 км на накопителях энергии при двухвагонной составности (487 км и 40 км соответственно при трехвагонной составности).
Круговорот водорода
Сегодня коммерческого водорода для транспорта производится слишком мало, чтобы он мог конкурировать по цене с ископаемыми видами топлива. Ранее госкорпорация «Росатом» собиралась построить крупный завод на Сахалине мощностью 30 тысяч тонн в год. Но он был ориентирован в первую очередь на экспорт, и после введения санкций проект пришлось свернуть.
Другая проблема — отсутствие промышленного производства ключевого оборудования. В новых водородных поездах, которые собирают в ТМХ, устанавливают китайские топливные элементы. Как отметил Андрей Горбунов, в этом проекте и не стоит задача 100% локализации технологии: «Цель — проверить системную работу: производство водорода, обслуживание водородной станции, обслуживание и движение водородного транспорта, обеспечение систем безопасности. А параллельно будем идти к тому, чтобы оснащать наши поезда отечественным оборудованием».
Как рассказал «Эксперту» генеральный директор Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрий Добровольский, в компании готовятся наладить собственное производство топливных элементов для транспорта, в том числе рельсового, — сначала из китайских компонентов, а в 2027 г. — уже из отечественных.
Пока водородные решения еще только формируются и стоят дорого, не обойтись и без поддержки государства. Тверской вагоностроительный завод (входит в состав ТМХ), который выступает непосредственным производителем водородного поезда, с 2022 г. по 2024 г. получил от Минпромторга России 400 млн руб. субсидий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сообщили «Эксперту» в компании. Министерство поддержало уже более 20 НИОКР по созданию основного оборудования для производства, хранения, транспортировки и использования водорода, рассказали в ведомстве.
Однако для масштабного перевода транспорта на водород нужна четкая политика государства и комплексный подход, считает Андрей Горбунов: «Если взять страны, где развито водородное направление (Китай, Япония, Южная Корея, Германия, США), там были внедрены мощные госпрограммы с различными финансовыми инструментами. Строятся заправки, инфраструктура, предоставляются льготы для владельцев этого оборудования».
Генеральный директор «Экономической лаборатории Александра Климентьева», член Экспертного совета «Российского газового общества», вице-президент научно-экспертного совета Национальной ассоциации СПГ Александр Климентьев уверен: в стране, богатой ископаемыми природными ресурсами, водородный транспорт не станет массовым явлением: «Поезда на водороде никогда не сравняются по „экономике“ с дизельными. Водородные решения нужно внедрять там, где они смогут конкурировать по цене с традиционными источниками энергии. Это удаленные, труднодоступные территории, где мало людей, то есть там нет поездов. А наши отраслевые компании за 5 лет даже с более простой задачей внедрения СПГ на транспорте не справились».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag