Интервью

Пить по лицу, а не по паспорту

Уже в следующем году в магазинах можно будет покупать алкогольную и табачную продукцию, подтвердив свой возраст биометрическими данными

Фото: rawpixel.com
Уже в следующем году в магазинах можно будет покупать алкогольную и табачную продукцию, подтвердив свой возраст биометрическими данными. Розничная торговля заинтересована во внедрении новации, поскольку она снизит риск «человеческого фактора» — ошибки или невнимательности кассира, и потенциально увеличит продажи — за счет покупателей, у которых нет с собой паспорта.

Центр биометрических технологий (ЦБТ, совместное предприятие Ростелекома, ЦБ и Росимущества), который является оператором Единой биометрической системы, намерен развивать в России сервис подтверждения возраста для категоризированных товаров — алкоголя и табачной продукции. Об этом «Известиям» заявил гендиректор компании Владислав Поволоцкий. По его словам, сервис может заработать уже в 2024 году.

В ЦБТ уверены, что основное преимущество технологии — создание бесшовного сервиса подтверждения возраста и оплаты товара. Россияне смогут использовать свои биометрические данные при приобретении товаров 18+. «Сегодня для покупки товаров категории 18+ человек сначала предъявляет паспорт, после чего расплачивается наличными, картой или телефоном. После запуска сервиса для подтверждения возраста и покупки товара будет достаточно одного взгляда в камеру», — рассказали в пресс-службе организации.

По словам Владислава Поволоцкого, подтвердить возраст в магазине с помощью «слепка» лица смогут граждане, сдавшие данные в Единую биометрическую систему. Впрочем, подойдет и упрощенная биометрия (чтобы получить ее, достаточно сделать селфи в приложении Госуслуги Биометрия и иметь подтвержденную учетную запись на портале). Помимо того, для доступа к сервису потребуется подтвержденный «цифровой профиль».

«После запуска сервиса для подтверждения возраста и покупки товара будет достаточно одного взгляда в камеру»

Интерес к сервису успели проявить сетевые ритейлеры «Пятерочка», «Магнит» и «Перекресток». В пресс-службе ЦБТ сообщили, что значительная часть торговых точек уже оборудована устройствами, позволяющими проводить оплату и подтверждать возраст с помощью технологии распознавания лица. «Массовое внедрение сервиса потребует времени в связи с необходимостью настройки терминалов и устройств самообслуживания, интеграции информационных систем и так далее», — добавили в Центре биометрических технологий.

Одним из ожидаемых преимуществ этой технологии является создание бесшовного сервиса подтверждения возраста и оплаты товара, особенно для продажи товаров, имеющих возрастные ограничения, таких как алкоголь и табачные изделия, подтверждает руководитель разработки инфраструктуры DevOps Manager Илия Карин.

«Возможны случаи обхода системы либо использования чужих биометрических данных»

Однако, отмечает он, стоимость установки и настройки необходимого оборудования может сказаться на розничных ценах товаров. Затраты, скорее всего, будут включены в бюджет магазинов и в конечном итоге отразятся на стоимости товаров для покупателей. Кроме того, внедрение технологии не решает основной проблемы, связанной с контролем доступа несовершеннолетних к ограниченным товарам.

«Хотя сервис подтверждения возраста по биометрии может повысить эффективность и удобство процесса, он не обеспечивает полной гарантии того, что несовершеннолетние не смогут получить доступ к запрещенным продуктам. Возможны случаи обхода системы либо использования чужих биометрических данных», — признает эксперт.

Кроме установки камеры в магазине, внедрение сервиса подтверждения возраста по биометрии потребует значительных инвестиций в другие сферы технологической инфраструктуры, продолжает Илия Карин. Во-первых, необходимо учесть затраты на установку, обслуживание и обновление серверного оборудования. Во-вторых, для работы сервиса потребуется специализированное программное обеспечение, которое требует затрат на разработку, тестирование, адаптацию и обеспечение безопасности системы.

Кроме того, для обеспечения надежности и безопасности сервиса необходимо пройти процедуру сертификации, соответствующую правовым и регуляторным нормам в области защиты данных и приватности, таких как ФЗ № 152 — «О персональных данных» и ФЗ № 572 «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».

«Какую проблему мы хотим решить этой технологией?»

«Все эти факторы должны быть учтены при оценке стоимости и выгоды от внедрения технологии в розничных магазинах. Внедрение сервиса подтверждения возраста по биометрии может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Важно учитывать как преимущества, так и потенциальные недостатки этой системы, и стремиться к балансу между безопасностью и доступностью товаров для потребителей. В первую очередь следует детально проработать главный вопрос, какую проблему мы хотим решить этой технологией?», — задается вопросом Илия Карин.

И все же, считает адвокат, соучредитель адвокатского бюро GK legal defenders, преподаватель Президентской академии Евгений Кривцун, использование биометрических персональных данных, с одной стороны, минимизирует отказы в продаже товара категории 18+ (табак, алкоголь и др.) в отсутствии документа, удостоверяющего личность. Это кратно должно снизить риски ответственности для магазинов, когда товар продается лицам, визуально подходящим под категорию 18+.

С другой стороны, обращает внимание адвокат, статья 11 Закона «О персональных данных» предусматривает однозначное требование наличия письменного согласия субъекта персональных данных на использование его биометрических данных для идентификации в той или иной ситуации.

«Главная проблема на практике — опасность „утечки“ и ответственность за утерю персональных данных»

«Идея понятная, не совсем понятно, где и кому будет представлять гражданин свое письменное согласие. Потребуется ли в таком случае ему подтверждать согласие на портале Госуслуги или это будет оформлено в ином виде. Главная проблема на практике — опасность „утечки“ и ответственность за утерю персональных данных или получение к ним доступа третьих лиц», — отмечает Евгений Кривцун.

Во всем мире, добавляет он, действуют тренды на ужесточение ответственности за обработку и использование персональных данных, и Россия в этом вопросе не остается в стороне. «Использование биометрии возможно, но при четком законодательном установлении ответственности, разрешении вопросов компенсаций для граждан, данные которых разглашены, а также установлении простой процедуры отзыва согласия, если гражданин передумает. В зависимости от нарушения ответственность за него в сфере оборота персональных данных может достигать 18 млн руб., вплоть до уголовной ответственности», — заключает он.

По опросам ВЦИОМ, больше 65% граждан России скорее индифферентно или негативно относятся к биометрии

Тем не менее, уверен Николай Переславский, руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS’, массового перехода на биометрию в ближайшие два года не произойдет. Безусловно, молодёжная среда более восприимчива к новым технологиям, но все же опасения, что биометрия — прямое посягательство на личное пространство, есть даже у молодого поколения. Да и по опросам ВЦИОМ, больше 65% граждан России скорее индифферентно или негативно относятся к биометрии.

Аргументы простые: многие видят в этом вмешательство в личную жизнь, а более 30% вообще боятся утечки информации. В то же время, указывает эксперт, технологии биометрии мощно развиваются по всему миру. Китай и Индия, где практически все население уже используют подобный сервис, в этих вопросах впереди планеты всей.

«Я считаю, что и в России со временем придет понимание, что это удобно и экономит время покупателей. Центр биометрических технологий, который проводит сбор и обработку биометрических данных, гарантирует их сохранность в соответствии с законом РФ», — отмечает Николай Переславский.

Для того, чтобы система действительно заработала, биометрические данные должны сдать более 50% населения

Сама по себе идея использовать биометрические данные при продаже товаров для определенной возрастной категории неплоха — она сулит развитие технологий и упрощение процесса покупки. Это признает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников, но отмечает: «Я не думаю, что в ближайшее время она получит широкое распространение. Население пока еще настороженно относится к сбору биометрических данных, поэтому ЕБС заполняется крайне медленно».

Идею, указывает эксперт, уже пытались внедрить на транспорте. Однако к распознаванию лица прибегает небольшой процент пассажиров. Для того, чтобы система действительно заработала, биометрические данные должны сдать более 50% населения.

Сначала собирать биометрические данные пытались обязать банки, затем сотовых операторов и т.д. «Но население неактивно идет на это, опасаясь мошенничества, так как регулярно узнает о новых крупных утечках персональных данных. Для того, чтобы заставить граждан принудительно сдавать биометрические данные, сейчас нет правовой основы. И я не думаю, что она появится в ближайшее время», — заключает Петр Гусятников. Услугой, уверен он, станет пользоваться определенный процент населения в крупных городах, но он будет небольшим.

Свежие материалы
Экономика,
Спред между доходностями ОФЗ и ключевой ставкой уже несколько недель держится на рекордно высоком за многие годы уровне, а рынок игнорирует негативные новости
Общество,
Редакции национальных СМИ зачастую не готовы анализировать иноязычный контент, адаптировать его для своего ресурса, отчего из поля их зрения выпадают целые пласты информации
Экономика,
Госдума приняла закон, возвращающий с октября 2023 г. прежний порядок демпферных выплат нефтяным компаниям