ЭПД как логическое развитие ЭДО
С 1 сентября 2026 года перевозочные, в том числе экспедиторские, документы должны оформляться в электронном виде. ЭПД дают бизнесу очевидные преимущества: автоматизацию рутинных процессов, упрощение документооборота и снижение бизнес-рисков.
По сути, внедрение ЭПД — очередной этап цифровизации перевозок, логическое развитие опыта успешного использования электронного документооборота (ЭДО) в стране. Но для того чтобы переход на ЭПД был максимально удобным и безопасным, к нему следует подготовиться заранее.
«Участники рынка грузоперевозок заблуждаются, полагая, что переход на ЭПД их не затронет. Им предстоит уже сейчас наладить обмен электронными документами с контрагентами — с 1 сентября 2026 года заказ-заявка и транспортная накладная станут обязательными в электронном виде на автомобильном транспорте и не только», — отмечает Антон Шевченко, руководитель по развитию направления ЭПД в «Контуре».
Что делать, с чего начать
Первым шагом к внедрению ЭПД должно стать назначение ответственного за проект, предоставление ему полномочий, отбор сценариев перевозки, которые будут оцифрованы первыми. Так, ответственным нередко назначают главбуха, поручают ему контроль корректности первичных документов и другие операции. К проекту также привлекают специалистов по логистике и сотрудников ИТ-отдела.
Затем нужно выбрать оператора или логистическую платформу и способ работы: в браузере, в мобильном приложении либо интегрировать решение в свою учетную систему, например 1С.
Малому бизнесу удобно оформлять электронные транспортные накладные в веб-версии специализированного сервиса ЭДО или на логистической платформе, где ведется работа с заказами, или в приложении оператора ИС ЭПД. Для среднего и крупного бизнеса больше подходит вариант интеграции в учетную систему.
Упростить процедуру перехода для компаний разного масштаба помогут коммерческие платформы с готовой цифровой инфраструктурой и сервисами. Так, «Контур» обладает необходимыми компетенциями и решениями, чтобы конечные пользователи оформляли электронные документы так, как им удобно.
Один из таких сервисов — «Логистика» от «Контура», крупнейшего оператора ЭДО в России, аккредитованного Минтрансом. Сервис позволяет привычно и безопасно работать с ЭПД, используя уже существующую инфраструктуру «Диадока».
Данные под контроль: поддержать и помочь
Благодаря ЭПД логистическая цепочка становится прозрачной: все события фиксируются автоматически, а участники и транспорт идентифицируются по данным системы. Упрощаются контроль мест погрузки и выгрузки, подтверждение ролей отправителя и получателя и сверка характеристик отправления. Передача данных идет по защищенным каналам через операторов, аккредитованных в соответствии с требованиями Минтранса и ФНС, а электронный архив документов размещен в дата-центрах с контролируемым доступом.
Мы постепенно движемся к стадии, когда цифровой формат откроет новые возможности: данные можно будет анализировать в том числе с помощью алгоритмов искусственного интеллекта — это поможет управлять транспортными потоками и рассчитывать фактическую нагрузку на инфраструктуру.
Но многие компании все еще не понимают, куда идти и что делать. Поэтому на текущем этапе одна из задач операторов ИС ЭПД, отраслевых ассоциаций — делиться накопленным опытом, вести просветительскую работу.
Так, с 2021 года «Контур» стал оператором ИС ЭПД. За это время компания накопила нужные компетенции, сформировала высокий уровень экспертизы и собрала базу успешных кейсов. Сейчас порядка 3 тыс. организаций из самых разных сегментов экономики применяют наши решения в области ЭПД: в ритейле, тяжелой и нефтяной промышленности, в компаниях других отраслей, входящих в список системообразующих.
«Контур», как крупнейший оператор ЭДО, активно участвует в рабочей группе с ФНС, Минтрансом и Минцифры, где ведется разработка новых форматов электронных экспедиторских документов, оказывает поддержку в масштабировании технологий, делится экспертизой и готов участвовать в подготовке «дорожных карт».
Вместе с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» компания ведет широкомасштабную разъяснительную работу, чтобы поддержать бизнес, сделать переход на ЭПД комфортным и эффективным для всех участников рынка.
Сложные сценарии, четкие перспективы
Итак, к 1 сентября 2026 года обязательное применение электронных перевозочных документов станет новым отраслевым стандартом. «Контур» активно работает над форматами электронных экспедиторских документов, включая складские расписки, поручения экспедитору, экспедиторские расписки — все, что по новым правилам с 1 сентября 2026 года должно обрести цифровую форму и передаваться в ГИС ЭПД.
Но говорить о реальной цифровизации отрасли можно, если оцифрован весь пакет сопроводительных документов, а не только транспортные накладные. Зачастую все еще главную роль играет «бумага». Особенно важным представляется оцифровка электронных путевых листов. Многие компании из-за экономии пренебрегают медицинскими осмотрами и техническим контролем, что напрямую влияет на уровень безопасности на дорогах.
«В текущих условиях, в аналоговом формате, проверка здоровья водителя нередко проходит формально, — отметил Михаил Сродных, гендиректор СКБ „Контур“. — Введение обязательных электронных путевых листов позволило бы исключить формальный подход, повысить уровень безопасности перевозок и позаботиться о здоровье водителей», — заключил Михаил Сродных.
Конечно, пока остаются открытыми некоторые вопросы, как правильно оформлять ЭПД в сложных сценариях. К примеру, как оформить электронную транспортную накладную, когда экспедитор принимает груз во владение, но использует свой транспорт?
«Необходимо разработать методические рекомендации на такие случаи», — отмечают в «Контуре». Есть запрос — значит, будет решение.
Реклама.
АО «ПФ «СКБ Контур»
ОГРН 1026605606620
ID a-53377
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag