В августе в России зарегистрировано более 60 млн сим-карт для IoT-устройств, 53–55 млн из которых — активные. По прогнозам агентства Onside, к 2025 г. количество таких приборов вырастет до 117 миллионов, а к 2028-му — до 145 млн.
Из разъяснений министерства следует, что если сим-карта не использовалась 3 дня или использовалась за границей, ее доступ к интернету и смс ограничивается на 24 часа. Так происходит при каждом выезде за границу или в случае 72-часового отсутствия в сети. Снять ограничения можно и раньше, пройдя верификацию с помощью капчи по ссылке, которую пришлёт сотовый оператор. Также предусмотрена возможность позвонить в колл-центр и снять ограничения, пройдя идентификацию по телефону.
Однако этот способ, легко работающий на обычных сим-картах, непросто перенести на сим-карты, встроенные в приборы и использующиеся для управления ими: от предпусковых подогревателей автомобилей до котлов обогрева загородных домов. В силу характера работы эти «симки» долгое время могут быть неактивными (скажем, предпусковой подогреватель вряд ли кто-то будет включать летом), а чтобы совершить с них звонок или пройти капчу, необходимо извлечь симку из устройства, что сложно сделать без специальных навыков и знаний.
В Минцифры «Эксперту» объяснили, что в случае «охлаждения» сим-карты, используемой в IoT-устройствах, пользователь должен либо ожидать 24 часа, либо звонить оператору и проходить идентификацию с другой карты, зарегистрированной на того же пользователя. Однако, карты IoT устройств часто зарегистрированы на провайдера услуг — охранной сигнализации, видеонаблюдения и т.п. Опрошенные «Экспертом» провайдеры не смогли объяснить, как будет решаться подобная проблема, если она возникнет. Также не ответил на вопрос «Эксперта» о способах решения проблемы ни один из четырех крупных операторов сотовой связи, неофициально заявляя, что «универсального рецепта» пока нет.
В результате появления «периода охлаждения» карты IoT уходят в «серую зону», признает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Многие устройства используют мобильную связь как резервный канал, имея как основной канал кабель или подключение по Wi-Fi, а потому часто могут быть неактивны дольше трех дней. В случае автоматического отключения таких сим-карт, рассуждает Эльдар Муртазин, пользователям придётся напрямую обращаться к операторам с просьбой о переподключении. Он надеется, что операторы самостоятельно будут «поддерживать в них жизнь», пока не появится более понятного регламента работы в новых условиях.
Введение «периода охлаждения» может навредить работе систем аварийного оповещения, находящихся в отдаленных районах страны. Такое мнение в комментарии «Эксперту» высказал директор Ассоциации участников рынка интернета вещей Андрей Колесников. По его словам, такие системы, как лесная пожарная сигнализация, не выходят в сеть до того, как в ней сработает какой-либо датчик.
Заместитель директора по трансферу технологий Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова Тимофей Воронин считает, что «период охлаждения» не скажется на работе сервисов интернета вещей: «Нужно учитывать, что данная мера была введена недавно, поэтому возможны дальнейшие донастройки механизма и уточнения». Добавим, что массовых жалоб на отключение устройств пока действительно не поступало.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag