Телеком 2.0 — какие тренды формируют рынок

Как российские телеком-операторы строят бизнес-модель будущего

Фото: Natalia Shatokhina/NEWS.ru/Global Look Press
Российская телеком-индустрия находится на очередном этапе крупной трансформации. Возможности роста в B2C-сегменте исчерпаны, что стимулирует операторов дополнять услуги связи набором инновационных технологических решений, чтобы дать абоненту новую ценность. Возможности роста в B2B, в свою очередь, видятся широкими: операторам для роста и развития предстоит стать партнерами бизнес-клиентов в их цифровой трансформации. При этом дальнейшее развитие индустрии, говорят участники рынка и эксперты, потребует глубокого внедрения ИИ в продукты, что будет напрямую связано с запуском 5G в России.

Ограничения роста

Российский телеком-рынок демонстрирует умеренную динамику. По данным агентства «ТМТ Консалтинг», в 2024 г. он вырос на 6,7% до 2,1 трлн руб., а инвестиции в инфраструктуру, по данным аудиторско-консалтинговой компании «Деловой профиль», выросли на 15%, достигнув 350 млрд руб. При этом рынок мобильной связи достиг предельной насыщенности: на одного россиянина уже приходится в среднем две SIM-карты. Традиционная модель роста, основанная на экстенсивном расширении абонентской базы, в телеком-индустрии давно не работает.

Параллельно операторы столкнулись со стандартизацией базовой корзины: минуты, гигабайты и SMS перешли в разряд гигиенических факторов и перестали дифференцировать предложение. Ситуация, с одной стороны, обостряет ценовую конкуренцию, а с другой — стимулирует операторов искать новые возможности развития бизнеса. Компании ищут уникальную ценность, которая позволит не только удерживать клиентов, но и генерировать дополнительную выручку.

Набор этих факторов стал драйвером цифровой трансформации отрасли. «В результате роста инвестиций в инфраструктуру у телекомов сконцентрировались значительные вычислительные ресурсы, что позволило им стать создателями многих важных сервисов для цифровой экономики», — отмечает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Сергей Наквасин.

Синергия бизнесов

Эти тренды уже привели к тому, что операторы связи направляют усилия на синергию различных бизнес-направлений — на объединение базовых телеком-услуг с дополнительными сервисами: подписками на кино и музыку, облачными хранилищами, решениями для умного дома, финтех-продуктами и т.д. Для бизнеса это решает две ключевые задачи: снижает отток абонентов и увеличивает среднюю выручку на пользователя.

Операторы связи сегодня по-разному пытаются дополнить ключевой бизнес новыми ценностями. Например, T2 и «Билайн» делают ставку на агрегацию наиболее перспективных для себя сторонних сервисов. Представитель «Билайна» называет стратегию компании «гибридной»: оператор объединяет компетенции внутри компании с продуктами и решениями партнеров. Схожего пути придерживаются и в T2. Там поясняют: «Экосистема, созданная на основе партнерств, позволяет закрывать дополнительные потребности клиентов в разных сегментах: в финансах, развлечениях, шопинге, здоровье, образовании. Клиенты получают преимущества в виде базовых телеком-услуг».

В свою очередь, МТС, который с 2019 г. первым из телеком-операторов приступил к строительству экосистемы, объединяя телеком-услуги с дополнительными предложениями, сегодня благодаря таким активам, как Kion (онлайн-кинотеатр), МТС Банк, МТС Live (организация концертов), «МТС Юрент» (прокат самокатов), дополняет телеком как базовую услугу новыми возможностями для абонента.

«B2C-сегмент находится на высоком уровне своего развития. В таких условиях наша основная точка роста — это создание новой ценности для абонента. Поэтому мы бандлируем тарифы — дополняем их подписками на наш онлайн-кинотеатр, скидками на „МТС Юрент“, подпиской на музыкальный стриминг и т.д.», — говорит вице-президент по розничному бизнесу МТС Юрий Нефедов.

Такой подход видят удачным представители «Мегафона». «Когда клиент регулярно потребляет дополнительные сервисы, LTV (life time value) увеличивается естественным образом, так как формируется более тесная связь с брендом», — говорит руководитель бизнес-юнита развития экосистемных продуктов «МегаФона» Елена Козлова. «Отток снижается, ведь у клиента возникает психологический и практический барьер при смене оператора — он теряет не только тариф, но и привычный доступ к привычкам потребления. А средняя выручка на абонента растет благодаря кросс-пользованию и высокой воспринимаемой ценности пакета услуг», — объясняет она.

Телеком как база цифровизации экономики

Дополнение услуг связи набором дополнительных продуктов и услуг, которое обеспечивается синергией различных бизнесов, — это текущая стадия развития телеком-рынка в России. Следующая — превращение индустрии с ее технологиями и инфраструктурой в основу развития цифровой экономики страны, то есть переход к концепции «Телеком 2.0». Для этого требуется, с одной стороны, достигать максимума от текущей бизнес-модели, а с другой — создавать заделы для следующего технологического скачка.

Опрошенные «Экспертом» аналитики и участники рынка настаивают на том, что одной из ключевых точек развития отрасли во всем мире уже становится широкое внедрение решений на основе искусственного интеллекта на сетях. «Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью операционной модели МТС. Мы применяем его во всех ключевых направлениях — от управления сетью до персонализации клиентского опыта», — говорит вице-президент МТС по стратегическому развитию Шамиль Хайретдинов.

В управлении сетью AI используется для прогнозирования трафика, адресного планирования строительства базовых станций и подбора оптимальной конфигурации оборудования с учетом особенностей местности. Такой подход позволяет учесть ключевые зоны интересов в связи и интернете для наших клиентов с рациональным подходом к инвестициям.

В работе с клиентами AI персонализирует тарифы, рекомендации и контент, поддерживает интеллектуальные голосовые и чат-боты, а также цифровые каналы обслуживания.

В бизнес-направлении — решения МТС Link (сервис видеоконференций), МТС Exolve (облачная телекоммуникационная платформа для бизнеса), IoT и облачные сервисы включают встроенные AI-модели, которые помогают клиентам анализировать данные, прогнозировать спрос и управлять безопасностью.

Во внутренних процессах AI автоматизирует закупки, HR, финансы и планирование, ускоряя принятие решений и повышая эффективность. «Те возможности, которые искусственный интеллект открывает в B2B-сегменте, позволяют оператору связи быть не только поставщиком инфраструктуры, но и полноценным партнером бизнеса в его цифровой трансформации», — резюмирует топ-менеджер.

Искусственный интеллект создает колоссальные возможности для обработки больших объемов информации, автоматизации производства, повышения производительности, подтверждают в пресс-службе T2. В свою очередь, в «Мегафоне» отмечают, что амплитуда применения ИИ увеличивается и затрагивает всё большее количество сфер бизнеса. «ИИ применяется в продуктах, направленных на обеспечение безопасности. Системы на базе ИИ анализируют угрозы в режиме реального времени, автоматически выявляют аномалии в поведении пользователей и защищают от атак злоумышленников. Эти инструменты более всего востребованы у финансового сектора, так как помогают выявлять потенциальное мошенническое влияние как на своих сотрудников, так и на клиентов. Также в рекламной сфере искусственный интеллект помогает в создании креативов и подборе целевой аудитории», — перечисляет Елена Козлова.

Благодаря внедрению ИИ новые возможности раскрываются и в B2C-сегменте. Сейчас это прежде всего сервисы безопасности. Сочетание технологий связи и искусственного интеллекта создает вокруг абонента многоуровневую систему защиты его безопасности и приватности. Продукты вроде «Защитника» от МТС — это не просто фильтр, а полноценный AI-комплекс, в основе которого — собственные разработки. Они блокируют звонки мошенников в режиме реального времени, маркируют спам и во время разговора предупреждают, что абонент столкнулся с социальной инженерией. А сервис Membrana отвечает за приватность и цифровой след, маскировку IP-адреса, фильтрацию рекламного шума.

«Подход Trust&Safety становится обязательным атрибутом для любого цифрового сервиса. Со временем корпорации приходят к пониманию, что современным пользователям уже недостаточно базовой безопасности. Необходимо создавать особый подход, который состоит из совокупности стратегий, политик, технологий и процессов, направленных на обеспечение того, чтобы пользователи цифровых платформ могли доверять сервису и чувствовать себя в нем на каждом этапе защищенными от широкого спектра угроз — мошенничества, вводящего в заблуждение, вредоносного контента, нарушений приватности, агрессивного поведения и других ситуаций. Когда абонент чувствует, что его защита и приватность встроены нативно на уровне сети, он начинает дольше оставаться с брендом и доверять ему больше. Для телеком-оператора это не просто услуга, а стратегия удержания и усиления лояльности», — объясняет директор продукта «Защитник» МТС Андрей Бийчук.

Следующим шагом развития ИИ-решений на инфраструктуре операторов связи станет встраивание ИИ-ассистентов на сетях таким образом, чтобы они работали прямо во время звонков. «Они будут искать информацию быстрее человека и выдавать ее в совершенно естественной форме, привычной для человека. Поэтому у людей изменится отношение к таким ассистентам и сама цель их звонков людям станет другой. Они перестанут звонить им для того, чтобы что-то узнать, ведь ассистент предоставит информацию качественнее и быстрее», — убежден Алексей Любимов из 3iTech.

Еще одно перспективное направление развития телеком-технологий — разработка AI-переводчиков, позволяющих общаться на разных языках в режиме реального времени. Для того чтобы сценарий стал массовым, нужны технологические прорывы в области обработки естественного языка (NLP).

«Ряд компаний в финансовом секторе уже запустили ИИ-агентов в чатах, которые определяют язык запроса клиента, переводят запрос на русский, а затем переводят ответ оператора на язык клиента перед отправкой, — поясняет директор департамента контакт-центров и роботизированных систем Naumen Сергей Попов. — Создание таких агентов-переводчиков упрощает наём сотрудников, а еще позволяет автоматизировать обработку таких запросов — например, отдавать их умным помощникам в клиентском сервисе уже после перевода на русский язык, экономя затраты на обучение помощника на других языках».

Пока таких агентов запускают только в чатах, потому что это проще и дешевле запуска в звонках: в текстовых каналах ниже требования к скорости ответа.

«В будущем коммодитизация LLM-технологий и их удешевление приведет к запуску ИИ-переводчиков в голосе: они будут помогать операторам real-time и с помощью синтеза речи озвучивать клиенту ответы на его родном языке, — убежден Сергей Попов. — Такой ИИ-агент существенно снижает барьеры и улучшает клиентский опыт в поддержке компаний, клиенты которых говорят на разных языках или где большая клиентская аудитория — туристы».

Платформенные решения как основа гибкости

С ростом количества клиентских сервисов и всё большей интеграции технологий различных бизнесов ужесточаются требования и к системам учета потребленных услуг и выставления счетов, которые являются присущими телекому и возникли еще с момента появления телефонной связи. Без четко работающего биллинга клиент вряд ли останется доволен, а сегодня, когда количество подписок, услуг и тарифов у телеком-оператора может достигать нескольких десятков, если не сотен, то процесс справедливой тарификации целого бандла услуг становится сложной задачей.

В условиях усложнения продуктового портфеля критически важной становится наличие технологической платформы, которая позволяет быстро в онлайн-режиме создавать и администрировать тарифы, обеспечивать прозрачность биллинга, персонализировать предложения и даже предугадывать потребности клиента. Устаревшие legacy-системы не справляются с этими задачами, что заставляет операторов инвестировать в создание современных решений.

Примером является запуск МТС собственного онлайн-биллинга. «Новая IT-платформа — конвергентная, включающая голос, интернет, СМС — три базовых сервиса. Нам удалось „объяснить“ несколько тысяч тарифов и услуг девятью кубиками, после этого стало очень просто создавать новый продукт. Технически это занимает буквально несколько дней», — объясняет руководитель функциональной группы развития технологий МТС Назар Гельдыев.

Этот переход имеет прямое влияние на бизнес-метрики. Высокопроизводительный онлайн-биллинг (OCS) позволяет в реальном времени бороться с мошенничеством и минимизировать ошибочные списания, что снижает количество жалоб. «Нормальным для телеком-сектора является показатель в 40–80 жалоб на 1 тыс. абонентов. Так вот, на новой платформе он ниже, чем эта „ватерлиния“ и ниже, чем на старой платформе», — отмечает Гельдыев.

Кроме того, платформа становится источником данных для персонализированного маркетинга. «Онлайн-биллинг является мастер-системой, поставляющей исходные данные для персонализации. На онлайн-биллинге мы запускаем автоматические триггеры для кампаний, исходя из реального спроса абонента», — добавляет эксперт. Это позволяет предлагать клиентам нужные им опции и услуги, дополнительно увеличивая ARPU.

Пятое поколение связи как основа технологического прорыва

При этом будущее технологическое развитие сервисов на инфраструктуре операторов связи напрямую зависит от масштаба развертывания в России сетей пятого поколения. На сегодня сети 5G в России развивались в формате пилотных зон для тестирования и отладки работы инфраструктуры и новых решений.

Развертывание сетей пятого поколения (5G) остается стратегическим приоритетом для отрасли. Преимущества 5G — более высокие скорости передачи данных, минимальные сетевые задержки и огромная плотность подключений (до миллиона устройств на квадратный километр) — будут востребованы как обычными абонентами, так и — на первом этапе — преимущественно в B2B-сегменте, говорят представители большой четверки.

Операторы связи считают, что наиболее вероятный сценарий развития 5G в России для корпоративного рынка — это локальное внедрение технологии с привязкой к конкретным производственным площадкам, промышленным кластерам, транспортным хабам.

«По опыту индустриально развитых стран, особенно Китая, мы видим, что технологические преимущества 5G востребованы во многих сферах: это спутниковая связь, беспилотный транспорт, индустриальная робототехника, перевалка грузов в портах, решения для умных домов и городов, дополненная и виртуальная реальность в обучении и гейминге», — перечисляет вице-президент по телеком-инфраструктуре МТС Виктор Белов. Топ-менеджер уверен, что на первом этапе в России первые коммерческие сети 5G будут появляться аналогично — там, где есть быстро растущий трафик и запрос на цифровизацию: в центре мегаполисов, на передовых промышленных предприятиях, в добыче полезных ископаемых, на основных транспортных магистралях и узлах, в индустрии развлечений.

«Помимо емкостного расширения сетей для стимуляции потребления тяжелого контента, 5G — это реализация уникальных кейсов для нужд В2В и В2G, — говорят в T2. — 5G дает выход на новый уровень развития IoT-продуктов и индустриальных сетей, в том числе беспилотных систем, умных городов, медицины и логистики. Рост ARPU при предоставлении сервиса на сетях 5G составляет примерно 15–25%. При этом он наблюдается именно в B2B- и B2G-сегментах, которые являются драйвером роста 5G-сетей, поэтому они строятся точечно там, где это необходимо».

Крупнейшей в мире сетью 5G, насчитывающей более 4,6 млн базовых станций, обладает Китай (данные Министерства промышленности и информатизации КНР). Китайские операторы внедряют технологии 5G для беспилотного транспорта, автономных производств, цифровых двойников предприятий и массового применения робототехники. Телекоммуникационные гиганты в лице China Mobile, China Telecom, China Unicom и China Broadnet становятся локомотивом цифровой экономики. Так, в проекте China Mobile по созданию «умных» ферм сеть 5G обеспечивает работу дронов для мониторинга посевов и точного полива, что позволило повысить урожайность на 15%. На заводах партнеров China Telecom внедрение 5G для связи промышленных роботов привело к сокращению времени производственного цикла на 25%. Одновременно China Unicom активно тестирует беспилотные автомобили в Шанхае, где сверхнизкая задержка сигнала в 5–10 мс обеспечивает безопасное взаимодействие транспорта с городской инфраструктурой.

«Лет через десять гетерогенные сети 5G и 6G будут своего рода „инфраструктурным скелетом“, на который будет „нанизана“ вся экосистема AI-решений, обрабатывающая огромные массивы информации с мгновенным доступом к облачным и граничным вычислениям. Появятся „цифровые двойники“ производств, роботы-гуманоиды, иммерсивная реальность, качественно новые сервисы. Но это будем потом, а пока операторам связи в России предстоит модернизировать собственную инфраструктуру», — уверен Виктор Белов.

В ближайшем будущем связка 5G, AI и Big Data станет фундаментом новых отраслевых решений. Для России эти сценарии особенно релевантны в логистике, энергетике и промышленности, где они дадут кратный рост производительности и снизят издержки, а оператор связи закрепит роль ключевого технологического интегратора.

Импортозамещение как драйвер развития инфраструктуры

Дальнейшее развитие телекома, появление новых сервисов и стандартов связи невозможно без модернизации телекоммуникационной инфраструктуры. Однако с начала 2022 г. российские операторы связи столкнулась с серьезными санкционными вызовами: международные вендоры отказали им в поставках оборудования. В этих условиях перед отраслью встала задача развивать инфраструктуру на основе отечественных программно-аппаратных комплексов. Тем более для сетей радиодоступа действует регуляторное требование по использованию с 2028 г. только отечественного оборудования — не только 5G, но и текущих стандартов.

У операторов и производителей не было времени на раскачку, и достаточно скоро появились первые результаты. В конце 2024 г. на сети МТС стартовал первый в стране проект по запуску в эксплуатацию отечественных базовых станций LTE, работающих в диапазонах 800 и 1800 МГц. Их производит компания ИРТЕЯ, основным акционером которой является МТС. К началу этого года в 37 регионах России началась опытно-коммерческая эксплуатация первой партии из 200 базовых станций этого вендора.

«В нашу задачу входило проверить работу совершенно нового продукта в реальных „боевых“ условиях — его совместимость с парком абонентских устройств и интеграция в сложившуюся инфраструктуру, научить наших инженеров обслуживать оборудование, вовремя исправлять баги. А затем на основе опыта эксплуатации совместно с производителем доработать параметры оборудования до нужного уровня качества. И мы с этой задачей справились. Сейчас на подходе установка следующей, более крупной промышленной партии базовых станций ИРТЕЯ с расширенным функционалом», — рассказывает Виктор Белов.

«У ИРТЕЯ и МТС тесная кооперация в разработке, отладке и производстве оборудования для мобильных сетей. В рамках форвардного контракта мы обеспечим поставку 20 тысяч базовых станций до 2030 года. В этом году планируем выпустить для оператора партию около 1000 штук. В 2024-м наша продукция приказом Минпромторга получила статус телеком-оборудования российского происхождения (ТОРП)», — перечисляет гендиректор ИРТЕЯ Дмитрий Лаконцев.

Ключевым аргументом в пользу отечественных решений становится развитие собственных компетенций, достижение технологического суверенитета страны и, как следствие, снижение стратегических рисков.

«Любой российский разработчик базовых станций сталкивается сейчас с фундаментальными проблемами: ограниченным размером российского рынка, дефицитом специализированной отечественной элементной базы, сжатыми сроками, высокими стартовыми требованиями к качеству услуг и жесткими ограничениями по стоимости их решений. Но у нас нет иного выхода как пройти за три года тот путь, который мировые производители прошли за 30 лет», — считает директор департамента сети радиодоступа МТС Алексей Маслянкин.

По мнению Алексея Маслянкина, выход из ситуации видится в использовании стандартов Open RAN. Они заметно ускоряют разработку за счет возможности более широкого выбора «железа», а в будущем — более тесной кооперации отечественных производителей. «Open RAN это про совместимость различных компонентов базовой станции по открытым стандартам. Данная технология открыла рынок для новых разработчиков и производителей», — подчеркивает он.

Российская компания ИРТЕЯ разработала первую отечественную базовую станцию 5G с поддержкой стандартов Open RAN. «Такая архитектура позволяет сохранить совместимость с оборудованием разных производителей, поддерживающих спецификации Open RAN, тем самым обеспечивая высокую гибкость и управляемость для оператора. Вместо жесткой привязки к одному поставщику оператор получает свободу выбора наилучших решений и экономию ресурсов», — заявляет генеральный директор ИРТЕЯ Дмитрий Лаконцев.

Российские телеком-операторы находятся в эпицентре структурной трансформации. Их будущая стоимость будет определяться не объемом прокачанного трафика, а способностью создавать и монетизировать интеллектуальные сервисы поверх современной мобильной инфраструктуры пятого поколения.

Игроки, которые смогут окупить капитальные инвестиции внедрением и монетизацией инновационных сервисов и востребованных цифровых платформ, получат долгосрочное конкурентное преимущество. Телеком будущего — это не просто связь, а сложный технологический конгломерат, устойчивое развитие которого основано на диверсификации бизнеса и глубокой интеграции в цифровую экономику страны.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Аграрное хозяйство осваивает беспилотные технологии
В мире,
Рекордный шатдаун в США завершился, новый может случиться уже в феврале