Тридцать лет в Сети

Как интернет пришел в наш дом и куда пойдет дальше

Коллаж: «Эксперт»
Когда 30 лет назад, в 1995 году, был основан наш журнал, он сразу встал на самые что ни на есть актуальные на тот момент технологические рельсы. Редакция работала на IBM-совместимых персональных компьютерах с операционной системой DOS, объединенных в локальную кабельную сеть под управлением операционной системы Novell NetWare. Верстали журнал на едва появившихся тогда в России компьютерах Macintosh. Готовый номер в формате PDF отправлялся в финскую типографию по проводам с помощью тогдашнего пре-интернета — еще без браузеров. Но даже сотрудники «Эксперта» в то время не могли представить персональный компьютер со скоростным интернетом у себя дома. Тем более всегда подключенное к Сети мобильное устройство в кармане.

1990-е: сеть как приключение

В те годы каждый выход в интернет был целым событием. Компьютер, подключенный к телефонной сети через модем, дозванивался до провайдера, долго вел хриплые переговоры с удаленным сервером, в конце концов подключался к нему, неторопливо качал единицы килобайтов и в любой момент мог отвалиться — потерять подключение.

При этом доступ в интернет был страшно дорогим, тарифицировался по минутам. Час-другой доступа во Всемирную сеть стоил как хороший бизнес-ланч. По ночам трафик был дешевле, и первые пользователи интернета в России вели бурную ночную жизнь.

Веба — «всемирной паутины», то есть мировой совокупности интернет-сайтов в их нынешнем понимании, — еще не было даже в виде идеи. Были только электронная почта, ранние форумы, текстовые телеконференции и первые попытки создавать личные текстовые страницы. Графики в тогдашнем интернете тоже практически не было: каналы были слишком медленными для обмена картинками.

В первой половине 1990-х персональный компьютер с доступом к интернету в России был совершеннейшей экзотикой — роскошью научных лабораторий, богатых академических НИИ, офисов первых совместных российско-иностранных предприятий

«Если у организации или предприятия имелся настольный компьютер, то никаким персональным он не был, — вспоминает глава одной из первых российских IT-компаний „Гарант“ Дмитрий Першеев. — Компьютером пользовались все сотрудники по очереди, его эксплуатация была практически круглосуточной. IBM-совместимый компьютер стоил полторы-две тысячи долларов, а неплохой месячной зарплатой считались полсотни баксов. Поэтому даже в Московском государственном университете имени Ломоносова, крупнейшем научном центре страны, в 1990 году имелось всего штук десять компьютеров на весь универ».

Тем не менее десятки тысяч компьютеров с доступом в интернет и первая сотня тысяч их пользователей за первую половину 1990-х появились. Этими пользователями стали в основном сотрудники столичных НИИ и дети из «семей с возможностями», чьи родители сумели привезти первые персоналки на микропроцессорах Intel 386/486 из зарубежных командировок.

Именно они создали так называемый рунет — российский сегмент интернета — со своей специфической субкультурой, правилами и традициями. Рунет появился вместе с первыми отечественными интернет-провайдерами — Demos, Relcom, Cityline, Russia Online.

Ближе к концу 1990-х зародились ключевые сущности будущей инфраструктуры Всемирной сети: браузеры, поисковые системы, первые интернет-магазины и даже первые российские новостные сайты, которые начали конкурировать по оперативности с телевизионными новостями. Возникли первые сайты—агрегаторы анекдотов и первые авторские блоги.

В России во второй половине 1990-х появились публичный сервис электронной почты Mail.ru, поисковики «Апорт» и «Рамблер», каталоги сайтов, первые интернет-магазины, в частности Ozon, который, как и его американский прототип Amazon, торговал тогда только бумажными книгами.

Кроме того, в эти же годы в Россию пришла система мгновенного обмена сообщениями ICQ, легендарная «аська», которая де-факто стала национальным мессенджером того времени.

2000-е: по широкой полосе

С началом XXI века в российские домохозяйства приходит широкополосный интернет. Провайдеры протягивают в городские квартиры кабели с интернетом (витую пару), обеспечивающие невиданную скорость доступа во Всемирную сеть. Скорость обмена данными по сравнению с доступом через модем возрастает в сотни, а то и в тысячи раз. При этом для выхода в интернет не приходится занимать городскую телефонную линию, что имело важное значение в то время.

Стремительно растет количество российских пользователей интернета — с 2,5 млн в 2000 году до почти 50 млн к концу десятилетия.

Недорогой потребительский роутер, раздающий широкополосный интернет на домашние компьютеры, становится стандартным оснащением городской квартиры в России к середине 2000-х.

Столь же ударными темпами нарастает количество контента и сервисов в Сети. За рубежом — бум доткомов (стартапов в интернете). Россия не отстает: отечественные стартапы рождаются один за другим и немедленно привлекают огромные инвестиции.

Слово десятилетия — «портал». То есть ворота, через которые пользователь заходит в Сеть и начинает там свой путь. Несколько российских интернет-компаний — «Яндекс», Mail.ru, Rambler и ряд других — претендуют на звание главного российского портала.

Еще одно важное новшество интернета 2000-х — концепция Web 2.0, означающая новый подход к производству контента. Считается, что теперь бóльшую часть содержимого интернета будут создавать не держатели сайтов, а сами пользователи, читатели. Это называется UGC (user generated content — контент, создаваемый пользователем).

С Web 2.0 в жизнь человечества приходит новое явление — социальные сети. В середине десятилетия появляются Facebook и первые российские соцсети — «Одноклассники» и «ВКонтакте». Вслед за ними приходят первые отечественные сервисы романтических знакомств, навсегда изменившие личную жизнь сразу трех поколений российских граждан.

Еще одно рунет-явление, без которого нет России 2000-х, — «Живой журнал». LiveJournal, ЖЖ, знаменитая «жежешечка». В России этот сервис публикации текстов стал не просто блог-платформой, а важнейшим общественным и политическим пространством, главной средой самопрезентации и коммуникации.

Коллаж: «Эксперт»

2010-е: выход в офлайн

Десятые годы, пожалуй, самое революционное десятилетие с точки зрения потребительских технологий, приходящих в каждый дом и к каждому пользователю.

Вплоть до конца нулевых считалось, что интернет — это контент и все, что вокруг него: тексты, картинки, блоги, социальные сети, СМИ, позже видео. Это представление очень прочно закрепилось в сознании пользователя.

«Но к началу 2010-х случилось главное из того, что произошло с интернетом за 30 лет: он начал прорастать в офлайн», — считает ветеран рунета, стоявший у истоков нескольких ключевых для российской Сети проектов, ныне директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» Андрей Себрант.

До этого переломного момента по запросу, например, «такси» любая поисковая система в интернете выдавала ссылки, по которым пользователь мог узнать телефоны таксопарков и сервисов, позвонить туда и заказать машину. И вот в начале 2010-х провайдеры вдруг поняли, что во многих случаях пользователю нужно не давать номера телефонов, адреса или названия, а подключать его непосредственно к офлайновым сервисам.

«Возникновение этой новой парадигмы тогда совпало по времени с массовой смартфонизацией жизни. Но не было ею обусловлено, только простимулировано, — полагает Андрей Себрант. — Ведь если для заказа такси действительно удобнее использовать мобильное устройство, то товары с доставкой на дом куда комфортнее заказывать с большого экрана, на котором лучше видно ассортимент».

Вдобавок появились и стали потребительским стандартом модели смартфонов, оснащенные по умолчанию модулями GPS, то есть возможностями геолокации.

В итоге оказалось, что интернет — это не только, как считали раньше, information superhighway («информационная супермагистраль»), но и средство управления реальностью

Купить, заплатить, заказать продукты и билеты, отпереть дверь, поставить музыку, проследить за ребенком... Все кейсы бытового человеческого поведения, которые раньше считались чисто офлайновыми, теперь вдруг, как выяснилось, можно реализовать через Сеть, не вставая с дивана или не покидая вагона метро.

«Понятие „информационные технологии“ до 2010-х было только про информацию. Но сейчас информационная технологии окончательно превратилась в технологию операционную», — считает Андрей Себрант.

К середине 2010-х многие домохозяйства уже оснащены Wi-Fi роутерами, позволяющими подключаться к быстрому интернету «по воздуху».

Количество заходов в интернет со смартфонов превзошло количество запросов с персональных компьютеров и ноутбуков.

Формируются цифровые экосистемы массового пользования, включающие в себя сразу множество и с каждым годом все больше разнородных сервисов: поиск, почта, музыка, банковские приложения, сервисы такси и доставки, маркетплейсы, навигация, образование... Экосистемы то и дело перекупают друг друга и отдельные сервисы, безудержно расширяясь. Складывается «большая тройка» российских экосистем в Сети —"Яндекс«, Сбер и VK.

Самостоятельность сохраняют Ozon и Wildberries, ставшие двумя главными российскими маркетплейсами.

Возникают первые облачные сервисы хранения данных: от фотографий до документов. Впервые значимая часть жизни перемещается в облако.

Расцветают стриминговые платформы и сервисы: музыка, кино, образовательные курсы. Они решительно замещают DVD-носители и телевидение.

В 2010-е реклама в интернете по годовым объемам впервые обогнала телевизионную — сначала в США, а потом и в России.

Интернет постепенно встраивается в бытовую электронику: телевизоры, колонки, камеры, игрушки, бытовую технику.

2020-е: включение интеллекта

С текущим десятилетием все понятно: искусственный интеллект (ИИ), нейросети, большие языковые модели (LLM, Large Language Model), ИИ-ассистенты — главное, чем живет сейчас и будет жить ближайшие годы рынок цифровых технологий. Качественный скачок в этой области, который мы сейчас наблюдаем, будет, по-видимому, иметь не меньшее значение для человечества, чем выход интернета из виртуального мира в физический (см. 2010-е).

ИИ-ассистенты уже сейчас входят в каждый дом, причем Россия опережает в этой сфере большинство европейских стран. «Алиса» от «Яндекса», «Салют» от Сбера, «Маруся» от VK используют самые продвинутые современные LLM. Это позволяет им вести полноценный устный диалог с пользователем, оправдывая звание «интеллектуального помощника» по бытовым делам и развлечениям.

В 2020-е годы фактически исчезло понятие «выйти в интернет»: в него больше не надо ходить, человек подключен к Сети постоянно. Хотя «подключаться» к искусственному интеллекту пока еще приходится вручную...

Потребитель контента СМИ 2020-х годов не испытывает недостатка в мрачных прогнозах насчет грядущей замены человека искусственным интеллектом в ряде профессий. Сокращается потребность в программистах младшего звена (джунах), иллюстраторах, копирайтерах, юристах... Хотя юристам, по мнению Дмитрия Першеева, безработица не угрожает: ИИ заметно поднимает производительность труда в этой и подобных профессиях, но речь о сокращении рабочих мест для человека тут не зайдет по меньшей мере до конца десятилетия.

Коллаж: «Эксперт»

2030-е: туман технологической войны

А что с более дальними прогнозами — на следующие 30 лет или хотя бы на очередное десятилетие?

«Если мы вспомним слова известных людей, пытавшихся делать прогнозы 30 лет назад, то поймем, что никто из них тогда даже близко не смог предсказать тот мир, в котором мы сейчас живем, — говорит Андрей Себрант. — Представить себе, что вот эти успешные заводы и фабрики уволят большинство работников за ненадобностью, а люди будут сидеть у себя дома и зарабатывать деньги, просто нажимая на клавиши, не мог никто. Это иллюзия, что мы что-то предвидели. Мы не смогли предвидеть ничего. Хотя очень старались что-нибудь предсказать, очарованные компьютерами и интернетом в 1990-е».

Наряду с искусственным интеллектом к технологическим прорывам нынешнего десятилетия принято относить еще и создание квантового компьютера.

Но, по оценкам известного техновизионера, профессора Школы инноватики и предпринимательства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Игоря Агамирзяна, от изобретения новой фундаментальной технологи до ее массового внедрения проходит не меньше 30–40 лет. Первая половина этого срока уходит на внедрение технологии в промышленность и бизнес, следующие 15–20 лет требуются для того, чтобы технология добралась до массового потребительского рынка.

Именно таким таймлайнам соответствует, например, внедрение технологий светодиодного освещения, основанных на открытии 1970-х годов.

Нынешние квантовые компьютеры, по мнению Игоря Агамирзяна, соответствуют уровню развития классических компьютеров (ЭВМ) 1940-х годов. Внедрение первых компьютерных технологий в научные расчеты и промышленные вычисления заняло те же 20 лет (1960-е — годы расцвета ЭВМ класса mainframe). Еще столько же лет прошло, пока компьютеры удалось сделать персональными и довести до потребительского рынка.

Соответственно, реального внедрения квантовых компьютеров в науку и промышленность можно ожидать не раньше 2040-х годов.

Зато следующие десять лет мы будем следить за дальнейшим развитием индустрии ИИ, потребительской автоматизации, мобильных устройств и других уже существующих вещей и технологий.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
В мире,
Евросоюз не смог договориться об использовании активов России
Общество,
«‎Итоги года» глазами впервые увидевшего их журналиста
Мнения,
Какой путь прошел шоу-бизнес за 30 лет