Руководитель комитета по глобальным проблемам и международной безопасности научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ
Монголия граничит только с Россией и Китаем, который, кстати признал ее независимость только во исполнение Ялтинской декларации трех ведущих держав Антигитлеровской коалиции. Это событие стало следствием тесного союзнического сотрудничества между СССР и Монгольской Народной Республикой в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Это сотрудничество потребовало колоссального напряжения сил монгольского народа. Так, речь шла не только о поставках продовольствия и лошадей (относительно размеров населения Монголии они превосходили поставки западных союзников по ленд-лизу), сборе средств на строительство танковой колонны и авиационной эскадрильи, сборе посылок на фронт, но и об участии тысяч монгольских добровольцев в боевых действиях против Германии.
Монгольская армия также участвовала в совместных с Красной армией действиях в составе Забайкальского фронта — четырьмя кавалерийскими дивизиями, мотобронебригадой, танковым и зенитно-артиллерийским полками, а также авиационной дивизией. Общая численность соединений и частей Монгольской Народно-Революционной армии, которые участвовали в молниеносном штурме Калганского укрепрайона, составила 80 тысяч человек.
Боевое сотрудничество наших стран закладывались еще в августе — сентябре 1939 г. в ответ на японскую агрессию в районе реки Халхин-Гол. Тогда удалось одержать убедительную победу, что отвратило Японию от дальнейших попыток ведения боевых действий против СССР и МНР. В том числе поэтому Токио пошел на заключение Договора о взаимном нейтралитете с Москвой в апреле 1941 г., то есть когда стало очевидным направление дальнейшей германской агрессии. Японцы сочли, что не потянут войну на два фронта. И в этом, конечно, сыграли роль наши союзнические отношения с Монголией.
Надо помнить и то, что в годы после окончания холодной войны и распада СССР, США предпринимали попытки заменить Москву и Пекин в Монголии — в русле военной тактики «вертикального охвата», так как доступ был только по воздуху и через территорию России и Китая. Тогда многие проекты экономического сотрудничества между нашими странами встали на паузу, а это были мощные совместные предприятия, в том числе горнодобывающие («Эрдэнэт» и другие). Страдали люди и страна в целом. Американцы так и не смогли стать крупным партнерами с Монголией по соразвитию — надо полагать, с американской стороны сказались издержки цивилизационного порядка. Как раз факторы культурно-цивилизационной идентичности в наше время играют важнейшую роль международных делах.
Ситуация изменилась с выходом России и МНР на траекторию устойчивого роста. Сотрудничество возобновляется на новой технологической основе. Оба государства заметно изменились за это время. Мы стали участниками региональных объединений, прежде всего Шанхайской организации сотрудничества, где Улан-Батор имеет статус наблюдателя. Многосторонние форматы открывают новые горизонты кооперации в сфере развития. Они являются не союзами, направленными против других стран, а современными гибкими и открытыми структурами на почве совпадающих интересов, что не стесняет поле внешнеполитического маневра государств-членов и позволяет им проводить многовекторную дипломатию, свойственную всем странам Глобального Юга и Востока (Индия служит тут наиболее убедительным примером).
На более высокий уровень поднимается трехстороннее сотрудничество — с Россией и Китаем. В этом году на саммите ШОС в Тяньцзине, который напомнил о совместной борьбе с японским милитаризмом, состоялась встреча лидеров трех соседних стран, где было условлено, что газопровод «Сила Сибири-2» пройдет через монгольскую территорию. Монголия уже связана с обоими соседями железнодорожным сообщением, что реализует ее весомый транзитный потенциал. И это в дополнение к тому обстоятельству, что природные ресурсы вновь имеют значение. Уже не один год осуществляются трехсторонние консультации по линии МИДов, в том числе на уровне министров.
Продолжает наращиваться и двустороннее практическое и гуманитарное сотрудничество, также на новой, деидеологизированной основе. Что остается, так это совпадающие интересы развития и общая история, которая в нынешней ситуации геополитической неопределенности служит важным ресурсом, обеспечивая высокий уровень взаимного доверия. Как показывают события последних десятилетий, история всегда остается с нами, сознаем мы это или нет, и потому данный сборник редких документов представляет интерес для широкого круга читателей.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag