Кинокритик
Уходят в прошлое беззаботные времена, когда кинематографисты, еще не представляя масштабов надвигающейся катастрофы, потешались над искусственно сгенерированным в 2023 г. видеороликом, где Уилл Смит с плотоядным хрустом и чавканьем пожирал спагетти. Два года спустя публика так же снисходительно посмеивалась над первой искусственно сгенерированной актрисой Тилли Норвуд, которая в своих соцсетях рассказывала о бурной личной жизни и активно призывала продюсеров заключать с ней контракты, но добросовестных предложений так и не дождалась. Это всё были комические цветочки, теперь ягодки принимают серьезный оборот, когда Даг Лайман и его продюсер Райан Кавана сразу официально предупреждают, что оставляют за собой право «изменять, дополнять, преобразовывать и переформатировать» предоставленные в их распоряжение актерские образы, используя генеративный искусственный интеллект и технологии машинного обучения, в том числе корректировать пластику и мимику, включая движения губ. Единственное, что создатели «Убить Сатоши» на данном этапе могут обещать актерам, что без их предварительного письменного согласия ИИ не будет создавать их полную цифровую копию для дальнейшего, предпочтительно бесплатного, использования. Ведь если в музыкальном шоу-бизнесе ИИ может стать отличным подспорьем для тех, кто умеет сочинять мелодии, но не хочет платить живым музыкантам, то в киноиндустрии с ее несусветными актерскими гонорарами экономия от использования цифровых копий может стать еще более приятной.
Но пока что Лайман всячески старается успокоить главных человеческих звезд будущего фильма, не скупясь на заявления о том, как он рад снова поработать с оскароносцем Кейси Аффлеком и «невероятным Питом Дэвидсоном». Продюсер Кавана тоже всячески постарался развеять поводы для беспокойства в своем интервью изданию Variety: «Мы были очень осторожны и щепетильны, защищая права наших актеров, и использовали только технологию performance capture, которая записывает и обрабатывает движения реально существующих людей, но никаких несуществующих актеров, созданных с помощью ИИ, у нас не будет. Искусственный интеллект для нас всего лишь инструмент, позволяющий сделать процесс создания фильмов более эффективным, сохранив при этом рабочие места сотрудников всех производственных отделов, всех актеров и, надеюсь, способствуя позитивному развитию отрасли». Кроме того, Кавана добавил, что самое важное в фильме — не столько то, кто изобрел и внедрил биткоин, а анализ его социального смысла и символики, подобный тому анализу, который осуществил Дэвид Финчер в фильме «Социальная сеть» применительно к Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ). Продюсер пообещал, что в «Убить Сатоши» самым увлекательным образом переплетутся политические интриги, высокотехнологичный шпионаж и борьба за тотальный контроль, которую ведут по всему миру самые влиятельные правительства, Уолл-стрит и Силиконовая долина.
Что касается режиссера Лаймана, по его определению, «Убить Сатоши» — «история о том, как довольно неприятные антигерои вступают в эпическую битву с самыми могущественными людьми на планете. В результате проясняется, что такое на самом деле деньги и кто их контролирует». В сущности, это байопик самого засекреченного персонажа новейшей истории, о котором толком ничего не известно, а может быть, его и вовсе никогда не существовало. Трудно даже сказать, сколько человек скрывается за псевдонимом «Сатоши Накамото» и кто именно создал первую версию программы, обеспечившей появление биткоина. Над этой загадкой бьется отважный герой фильма, погружающийся в загадочный и опасный мир криптовалют, чтобы разоблачить личность таинственного финансового гения, несмотря на то, что истинные начальники мира, как всегда, решительно настроены скрыть правду от населения. Впрочем, сценарий может оказаться вполне увлекательным и неглупым, учитывая, что написал его пока что не ИИ, а Ник Шенк, известный прежде всего сотрудничеством с Клинтом Иствудом на фильмах «Гран Торино» и «Наркокурьер». Но, в общем-то, будет совсем не удивительно, если в финале фильма авторы прозрачно намекнут, что Сатоши убит передовыми технологиями (тем более что сообщения от его имени прекратились аж в 2011 г.), за всем происходящим стоит какая-нибудь нейросеть, пронизавшая своими отростками всю мировую финансовую систему, а самые могущественные на планете — давно уже не люди.
При этом за готовностью Лаймана подружиться с ИИ стоят вполне понятные человеческие соображения и ощущения, как можно заключить из его высказываний о работе над пока что самым удачным и полюбившимся критикам произведением — фантастическим боевиком «Грань будущего» 2014 г. В нем оригинально сочетаются сюжетные конструкции «Дня сурка» и «Дня независимости». Герой Тома Круза — пресс-атташе американских вооруженных сил, не имеющий ни военного опыта, ни особого желания его приобретать, оказывается в самой гуще грандиозных боевых действий против инопланетных захватчиков. В результате прямого столкновения с одним из пришельцев, меняющего его биохимию, герой попадает во временную петлю, после чего изо дня в день погибает, чтобы наутро снова воскреснуть и попытаться переломить ход одних и тех же событий, надоевших ему хуже горькой редьки. Любопытно, что самому Дугу Лайману работа над «Гранью будущего» понравилась не только тем, что Круз выступает в нехарактерной для него роли трусливого недотепы, но и главным образом — возможностью снова и снова переснимать одни и те же эпизоды, доводя их до совершенства. Можно себе вообразить, какое внутреннее ликование должен испытывать теперь режиссер, предвкушая совершенно легальную возможность минимизировать количество дублей и пересъемок, а по окончании процесса просто поправить все актерские недоработки и косяки на компьютере. Но если заглянуть за грань совсем близкого будущего, нетрудно также представить, как и сам режиссер Лайман оказывается не у дел в эпоху, когда практически каждый зритель может соорудить себе собственное кино, потратив несколько минут на сочинение соответствующего промпта.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag