Что посмотреть о войне с Японией

Лучшие фильмы о дальневосточной военной кампании

Кадр: фильм «Письма с Иводзимы»
В России датой окончания Второй мировой войны утверждено 3 сентября. В этот день в советских газетах был опубликован указ президиума Верховного совета СССР о победе в войне с Японией. С Японией воевал не только СССР, но и практически все союзники по антигитлеровской коалиции, тем не менее дальневосточная военная кампания известна куда меньше, чем боевые действия на европейском фронте. «Эксперт» составил подборку фильмов о войне союзников с японской армией, которые стоит посмотреть каждому.

«Пески Иводзимы» (Sands of Iwo Jima) (1949)

Кадр: фильм «Пески Иводзимы»/Republic Pictures

Снятый по горячим следам, фильм Аллана Двона фиксирует момент и создает первые штрихи американского военного мифа. В центральной роли сержанта Джона Страйкера снялся Джон Уэйн, который уже стал иконой ковбойского кино в «Красной реке» и «Форте Апачи». Из последнего фильма в «Пески Иводзимы» перекочевал и один из партнеров Уэйна Джон Агар. По сюжету Страйкер готовит солдат (в том числе героя Агара Питера Конвея) к высадке на Иводзиму, где жесткая муштра оправдывает себя в полной мере. В кадре также появляются герои знаменитого постановочного снимка (за который Джон Розенталь удостоился Пулитцеровской премии) с воздвижением флага на вершине горы Сурибати Рене Ганьон, Джон Брэдли и Айра Хэйес.

«Через Гоби и Хинган» (1981)

Фото: РИА Новости

После капитуляции Германии советские и монгольские войска вступают в сражение с японской армией. Важнейшая задача — предотвратить создание бактериологического оружия, которым занимается японский микробиолог Сиро Исии и подконтрольный ему отряд 731. Речь шла о фарфоровых бомбах, начиненных спорами чумы, тифа и других смертельных болезней. Картина Василия Ордынского («Хождение по мукам») — уникальный фильм, посвященный этой части советско-японской войны. Уже в этом его ценность, однако впечатляет и размах двухсерийной картины, в которую уместились финал Великой Отечественной, подвиг эпидемиолога Соколова (Александр Овчинников), совместная военная операция с Чойбалсаном и многое другое.

«Приказ: перейти границу» (1982)

Кадр: фильм «Приказ: перейти границу»/Киностудия имени М. Горького

Продолжение фильма «Приказ: огонь не открывать», который рассказывал о советских пограничниках, обороняющих дальневосточную границу. «Приказ: перейти границу» посвящен событиям августа — сентября 1945-го и подвигам батальона капитана Тихонова (Владлен Бирюков) на японском фронте. Напомним, что советские войска под руководством маршала Василевского победили миллионную Квантунскую армию всего за десять дней.

«Босоногий Гэн» (1983)

Кадр: мультфильм «Босоногий Гэн»/Madhouse

Гэн — один из троих детей в семье Накаока. Мать Кими вот-вот разродится четвертым. Вокруг — Хиросима летом 1945-го. Чудом уцелев после взрыва бомбы, сброшенного «Энолой Гэй», Гэн и Кими ищут способ выжить в мире, напоминающем фильмы ужасов про зомби-апокалипсис. Такое кино в те годы еще не вошло в моду — тем более незабываемыми были кадры с жертвами американской бомбардировки. Эти сцены впечатляют и сегодня. Причем не только и не столько натурализмом, сколько точностью и удивительным тактом, которым пронизан весь этот мультфильм. Верная интонация здесь во многом из первоисточника — манги, которую Кэидзи Накадзава сочинил, опираясь на свой личный опыт выжившего. «Босоногий Гэн» был экранизирован и до, и после аниме Мори Масаки, однако именно эта картина стала классикой. Как и не менее душераздирающая и посвященная тем же событиям «Могила светлячков» Исао Такахаты, которая вышла на экраны пять лет спустя.

«Империя солнца» (Empire of the Sun) (1987)

Кадр: фильм «Империя солнца»/Warner Bros.

Режиссером экранизации романа британского классика Джеймса Балларда продюсеры видели великого Дэвида Лина («Лоуренс Аравийский»). В результате «Империю солнца» поставил сравнительно молодой (и еще не так очевидно великий) Стивен Спилберг. К тому моменту это был его самый большой, дорогой и амбициозный проект. История взросления Джейми Грэма в японском лагере для интернированных охватывает период с 1941-го по 1945-й и предлагает особый взгляд на войну. Джейми, которого с началом войны для удобства переименовали в Джима, мечтает о самолетах и не очень хочет, чтобы война заканчивалась. В лагере его все любят, а он всем помогает. Мирная жизнь представляется туманной, а от ритуалов японских летчиков-камикадзе захватывает дух. Для Кристиана Бэйла роль Джима стала демонстрацией природного таланта и путевкой в долгую счастливую киножизнь. Для Спилберга это обращение к теме Второй мировой было не первым (уже вышел и первый «Индиана Джонс», и фильм «1941»). Однако именно здесь он выработал фирменную меру сентиментальной сердечности, позволяющую рассказывать о тяжелых моментах истории самому широкому кругу зрителей.

«Флаги наших отцов» / «Письма с Иводзимы» (Flags of Our Fathers / Letters from Iwo Jima) (2006)

Кадр: фильм «Флаги наших отцов»/Warner Bros.

В демократических кругах Клинта Иствуда принято считать дуболомом и милитаристом, но это ничуть не мешает ему оставаться жестким, но умным и тонким режиссером. Задумав проект о битве за Иводзиму, Иствуд не стал ограничиваться еще одной картиной про американскую победу, а превратил реконструкцию в эксперимент. «Флаги наших отцов» — честный и горький рассказ об истории снимка Джона Розенталя и его последствиях. «Письма с Иводзимы» — тот же исторический момент, но данный с противоположной, японской перспективы. Здесь и не теряющие человеческих страхов камикадзе, и армейские командиры, не питающие никакой животной ненависти к противнику. Генерал Курибаяси, сыгранный великолепным Кеном Ватанабэ, и вовсе до войны учился в Гарварде и служил консулом в США. Впрочем, Иствуд не судит и не очерняет память о войне, а возвращает известным и безвестным героям человеческий объем.

«Тихий океан» (The Pacific) (2010)

Кадр: фильм «Тихий океан»/DreamWorks

Это второй сериал трилогии, созданной под руководством продюсеров Тома Хэнкса и Стивена Спилберга. «Братья по оружию» рассказывали про десантников, а недавние «Властелины воздуха» были посвящены военным летчикам. «Тихий океан» рассказывает о морских пехотинцах и является, возможно, лучшим в цикле. Сценарий основан на мемуарах Роберта Лекки «Каска вместо подушки», книге Юджина Следжа «Со старой гвардией: на Пелелиу и Окинаве» и биографии морпеха-героя Джона Бэйзилона, погибшего при Иводзиме. Этому сражению посвящена восьмая серия «Тихого океана», а боям на Окинаве — девятая.

«По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) (2016)

Кадр: фильм «По соображениям совести»/Lionsgate

В рамках промо-кампании этой картины Мэл Гибсон всерьез хвастался тем, что люди на съемочной площадке горели по-настоящему. Речь, конечно, шла о каскадерах. Сложные трюки нужны были для большого дела — реконструкции битвы за остров Окинава, важнейшего сражения, длившегося с начала апреля по 23 июня 1945-го. Страшные бои действительно воссозданы на экране не просто зрелищно, но натуралистично и жутко. Впрочем, Гибсона интересуют не большие исторические процессы, а личный подвиг Десмонда Досса (Эндрю Гарфилд) — самого известного отказника в истории американской армии. Будучи адвентистом седьмого дня, Досс принципиально отказался носить огнестрельное оружие. Голыми руками он вынес с поля боя 75 раненых, а после окончания Второй Мировой получил Бронзовую звезду и Медаль почета.

«Оппенгеймер» (Oppenheimer) (2023)

Кадр: фильм «Оппенгеймер»/Universal Pictures

Невероятную биографию «отца атомной бомбы» Роберта Джулиуса Оппенгеймера можно трактовать и как политический триллер, и как эротическую драму, и как драму военную. Британца Кристофера Нолана в этом сюжете больше заинтересовала метафизика подчинения атома, а также конфликт героя (сыгранного Киллианом Мерфи) с председателем Комиссии по атомной энергии США Льюисом Штрауссом (Роберт Дауни-младший). В этом противостоянии Нолан увидел парафраз столкновения Моцарта и Сальери. Впрочем, «Оппенгеймер» ничуть не злоупотребляет метафорами, подробно излагая историю создания атомной бомбы. Войны на экране нет принципиально, однако два ярких эпизода связаны как раз с первым боевым применением бомбы. Характерно, что одна из таких сцен-видений завершает картину, иллюстрируя начало эпохи, заряженной энергией распада атомного ядра.

«Вечный «Зеро» (Ein no 0) (2013) / «Годзилла: Минус один» (2023)

Кадр: фильм «Годзилла: Минус один»/Toho Studios

Японский режиссер Такаси Ямадзаки несколько раз обращался к военным страницам истории, но всякий раз в фокусе его внимания были летчики-камикадзе. Первым опытом был «Вечный «Зеро», основанный на романе нынешнего лидера Консервативной партии Японии Наоки Хякуты. Герой фильма в наши дни восстанавливал биографию деда — погибшего в войну летчика-героя. Фильм и книга подверглись критике — в том числе со стороны великого Хаяо Миядзаки, обвинившего Накуту во лжи и национализме. Спустя десять лет Ямадзаки учел прошлые ошибки и создал уже настоящий шедевр, вернув Годзиллу в контекст военной травмы. Впервые герой «Годзиллы: Минус один», струсивший камикадзе Сикисима (Рюносукэ Кимики), сталкивается с ящером еще во время войны. Однако настоящий бой Сикисиме и другим бывшим военным (правительства Японии и Америки принципиально не участвуют) предстоит уже после того, как монстра облучили сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы, придав новые силы. Новаторский подход Ямадзаки оказался настолько уместен, что фильм стал хитом мирового проката и получил «Оскар» за лучшие спецэффекты. Кроме того, фильм был перевыпущен в черно-белой версии с подзаголовком «Минус цвет».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Экономика,
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов
Экономика,
Резкое снижение ставки возможно уже в 2026 году
В мире,
Владимир Путин встретился с лидерами семи государств