Губернаторы в роли продюсеров

Чем культура отличается от креатива

Фото: Василий Кузьмичёнок/Агентство «Москва»
На этой неделе открылась «Российская креативная неделя». Представители креативных индустрий обсуждают перспективы развития креативной экономики. Среди ее приоритетных тем: ценностно ориентированная экономика, пространственное развитие России и повышение роли творческой личности в экономике будущего.

«Российская креативная неделя» 2025 г. — форум, задача которого формировать визионерскую повестку и новые тренды, впервые проходит в Москве и Санкт-Петербурге. 25–27 сентября представители креативной экономики встречаются в Национальном центре «Россия» (Москва), а 28-го и 29-го — в Государственной академической капелле и Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург).

Деловая программа «Российской креативной недели» поделена на 3 части: ценностно ориентированная экономика и ее будущее до 2035 г., пространственное развитие страны (архитектура, урбанистика, визуальное искусство) и творческий человек как основа экономики будущего. На форуме действуют 7 тематических площадок: визионеры, развитие территории, контент, деловая программа, дизайн и технологии, медиа и большая площадка ЭКСПО. По мнению президента АНО «Креативная экономика» Марины Монгуш, «Российская креативная неделя» 2025 г. должна стать витриной достижений всей страны по развитию креативной экономики.

Накануне начала «Российской креативной недели», на пресс-конференции в ТАСС 16 сентября, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков назвал Москву столицей креативных индустрий, чей вклад в ВРП города составляет 3,3 трлн руб. По его словам, креативные индустрии играют всё более заметную роль и в экономике регионов: в Красноярском крае вклад креативных индустрий в ВРП — 140 млрд руб., в Башкортостане — 112 млрд руб., в Нижегородской области — 73 млрд руб., в Республике Саха — 56 млрд руб.

На площадке «Развитие территорий» «Российская креативная неделя» открылась дискуссией «Комплексное продюсирование регионов: ценностно ориентированные подходы в региональных стратегиях развития», где участники продолжили разговор о том, как создать и внедрить работающую стратегию по развитию креативных индустрий в регионе. Президент гильдии креативных продюсеров и продюсерского центра «Креативная экономика» Николай Горелый обратил внимание, что сейчас основные рабочие места и добавленная стоимость создаются именно в креативной индустрии. Он предложил каждому из регионов стать лидером в той или иной отрасли креативных индустрий. Руководитель проектов АНО «Креативная экономика» Сергей Нифонтов, в свою очередь, предложил схему реализации этой идеи. Она включает в себя 5 шагов: формирование гипотез для развития, анализ потенциала креативной экономики в регионе, проектирование и запуск стратегии, реализация, вовлечение и масштабирование и, наконец, демонстрация, закрепление и поиск новых перспектив.

Сергей Новиков подчеркнул, что в новейшей истории России продюсером региона является губернатор: «В чем отличие культуры от креативных индустрий: культура всё время потребляет ресурсы и жалуется, что ее финансируют по остаточному принципу. Креативные индустрии говорят: мы сами заработаем — создайте нам условия, и вы увидите, что мы можем приносить региону прибыль, откуда и возникает тот самый вклад в валовый региональный продукт, а в масштабе всей страны — и вклад в ВВП. Нам сказали, что к 2030 году вклад креативных индустрий в ВВП должен составить 6%, а занятость — 15%. У нас сейчас другие цифры, но перспектива есть. Если исходить из того, что сейчас вклад креативных индустрий в ВВП страны — 3%, то до 2030 года мы можем разогнаться и эти показатели выполнить».

Глава Республики Саха Айсен Николаев подтвердил тезис Сергея Новикова о том, что в регионах всё зависит от губернатора: «Без вовлечения первого лица в тематику креативных индустрий он точно никогда не полетит. Ведь креативная экономика — это не о тоннах и не о каратах, это о человеческом капитале. Мы или боремся за свой человеческий капитал, или не боремся. Мы вкладываемся в него в регионе, понимая, что рано или поздно количество перейдет в качество и будет качественный скачок? Это очень серьезная дилемма, и я, как глава региона, могу сказать, что для многих моих коллег ответ на этот вопрос неочевиден. Потому что нам надо решать вопросы, которые стоят перед нами сегодня и сейчас, а польза от вклада в креативные индустрии может сформироваться через 10 и 20 лет. Я благодарен первому президенту республики Саха Михаилу Николаеву, который создал такую структуру, как „Сахафильм“, и она просто существовала, готовила кадры, но время, когда мы смогли это использовать и правильно подать, пришло. Ведь продюсерство — это не про распределение ресурсов, как многие неправильно понимают, это про открытие смыслов и их подачу обществу».

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов напомнил о еще одной миссии губернатора: «Все губернаторы, которые здесь сидят, они наши партнеры. Всё работает так, как и должно работать: они продюсируют регионы, а мы — институт поддержки регионов, где есть сильная команда, которая опирается на губернатора, который является не только главным продюсером, но еще и лоббистом. Сейчас происходит очень серьезная конкуренция между регионами. Их у нас 89. В каждом идет работа. Каждый ищет поле, в котором он может закрепиться. И губернатор имеет большие возможности в выборе того направления, куда пойдет регион. Самое главное, что позволил ПФКИ за 4 года своего существования, — возможность пробовать и ошибаться».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Выходит сериал о событиях 1905–1924 годов
Мнения,
На что и как будут строить и реконструировать аэропорты
Культура,
Продюсеры «Ночного дозора» выпустили новую экранизацию романа Владимира Богомолова