К юбилею композитора Алексея Рыбникова

Зрители впервые увидят полностью Тетралогию Алексея Рыбникова

Фото: Евгений Люлюкин
Исполнение всех четырех частей Тетралогии — уникального произведения, по масштабу замысла и сложности исполнения сопоставимого с «Кольцом Нибелунгов» Рихарда Вагнера, будет приурочено к юбилею знаменитого композитора, живого классика, отметившего в июле этого года свое восьмидесятилетие.

В этом месяце в Москве состоится исполнение всех четырех частей масштабной Тетралогии Алексея Рыбникова — знаменитого цикла, работа над которым заняла четыре десятилетия. Показ первых двух частей иммерсивного действа — «Литургии оглашенных» и «Тишайших молитв» — состоится 6 ноября на сцене Центра исполнительских искусств, а уже 8 ноября в Большом зале Московской консерватории будут исполнены III и IV части — «Симфония сумерек» (Sinfonia Tenebrosa) и «Воскрешение мертвых».

6 ноября в Центре исполнительских искусств зрители смогут увидеть «Литургию оглашенных» — синтетическую постановку, режиссером, либреттистом и сценографом которой является сам маэстро. В мистическом действе, сочетающем в себе музыкальный театр и кино, принимают участие драматические артисты и хор. Демонстрируемый во время живого исполнения фильм был также снят самим Алексеем Рыбниковым по мотивам его легендарного спектакля. В центре повествования — судьба философа Данилова, глубоко верующего человека, способного провидеть мир за гранью обыденности. Мистические видения Данилова, отбывающего срок в послевоенном лагере, переносят зрителей в революционный Петербург, Небесную Россию, темные миры.

В этот же день публика станет свидетелем и участником невероятного зрелища: покинув основной зал, зрители перейдут в другое сценическое пространство, где три хора исполнят «Тишайшие молитвы». Их божественное светлое звучание, обрамленное необычными декорациями и акустическими установками, будет окружать слушателей со всех сторон, создавая эффект полного погружения в звуковое, визуальное и смысловое пространство.

Продолжить знакомство с Тетралогией Алексея Рыбникова можно будет 8 ноября в Большом зале Московской консерватории. В исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова (художественный руководитель Филипп Чижевский), Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А Юрлова и мужского хора вокального ансамбля Arielle прозвучат III и IV части цикла. В концерте примут участие прославленные солисты: солистка Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, приглашенная солистка Мариинского театра Лилия Гайсина (сопрано), лауреат международных конкурсов Уриэль Гранат (тенор), а также три великолепных петербургских баса: Павел Андреев, Михаил Круглов и заслуженный артист России Владимир Миллер. За дирижерский пульт в этот вечер встанет главный дирижер The Pannon Philharmonic, маэстро Гергей Кешшеяк (Венгрия).

III часть цикла — единственная полностью инструментальная, в которой не представлены ни солисты, ни хор. Завершает цикл оратория «Воскрешение мертвых», написанная для масштабного состава симфонического оркестра, солистов, смешанного и мужского хоров и потому сопоставимая с произведениями Малера, Брукнера и Вагнера. Для этой монументальной части, в исполнении которой участвуют около 200 артистов, композитор самостоятельно составлял либретто. В итоге из Библии были отобраны писания ветхозаветных пророков Иезекиля, Иеремии и Исайи. Оратория исполняется на четырех языках: иврите, греческом, русском и латыни. Обращаясь к текстам, чтимым в разных формах вероисповедания, Рыбников стирает рамки между конфессиями и создает единый универсум для всех верующих.

Поиск Бога человеком, поиск истины и духовного просветления, обретение веры — вот центральные темы Тетралогии Рыбникова. Ее создание заняло у композитора четыре десятилетия, а ее масштаб и новаторский подход к музыке, драматургии и звуковому пространству делают это сочинение уникальным в мировой музыкальной культуре. Впервые идея написания масштабной философско-религиозной мистерии возникла у композитора еще в середине 80-х годов. Сначала автор хотел сделать центром своего первого произведения судьбу философа в поисках истины. Позже первоначальный замысел трансформировался: автор задумал изобразить миры ада, рая и обретение вечной жизни, проследить движение человеческой души в соответствии с христианской идеей. Каждая из частей Тетралогии была в разные годы отдельно исполнена выдающимися артистами и музыкантами: Валерием Гергиевым, Теодором Курентзисом, Александром Сладковским, Владимиром Федосеевым, Хорией Андрееску (Румыния), но никогда ранее все четыре части не исполнялись вместе.

«Это художественное произведение на духовные темы. Тетралогия отражает метания, человеческие поиски, богоискательство... За подобные темы браться очень тяжело, и если не готов отдать этому всю свою жизнь и относишься к этому легкомысленно, то я не советую. Расплата будет очень серьезной», — комментирует сам автор.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы