Интервью

Как соединить хоррор, драму персонажа и реализм

Кинематографический тест на человечность

Фото: пресс-служба «Про:взгляд»
28 августа в прокат выходит психологический триллер «Выход 8». Это гипнотический фильм, снятый по мотивам японской культовой игры-сенсации в форме головокружительного квеста.

Впервые представленный на Каннском кинофестивале, фильм Гэнки Кавамуры получил восторженные отзывы прессы и стал первой в истории экранизацией игры, представленной в официальной программе фестиваля. Тревожный и визуально завораживающий, «Выход 8» — это одновременно и изобретательный квест, и блокбастер-провокация, и масштабный аттракцион. Еще до выхода в прокат рейтинг фильма на IMDb составляет 7,7 баллов. Российские зрители увидят кино первыми в мире — уже 28 августа, на родине в Японии прокат стартует 29 августа.

Главный герой фильма оказывается заперт в бесконечном, стерильно-белом коридоре токийского метро. Роль Потерянного человека исполнил Кадзунари Ниномия, его участие добавило проекту дополнительный вес. Ниномия — суперзвезда в Японии, бывший участник легендарного бой-бэнда Arashi, а также признанный актёр (у Клинта Иствуда он снимался в «Письмах с Иводзимы» еще в 2006-м). На стене перехода он видит табличку с инструкцией: «Не упускать ничего необычного. Если заметил аномалию — немедленно поверни назад. Если ничего странного нет — иди вперёд. Твой выход — № 8. Но единственная ошибка отбросит тебя в начало». Прочитав правила, герой (в фильме он назван «Потерянный человек») невольно становится «игроком» в этой реальности. Мужчина как будто следует за неизвестным проводником, но с каждой новой петлей его путь теряет логику, а страх становится всё более физическим. Это замкнутое пространство работает по собственным законам, и выйти из него — значит победить не только систему, но и самого себя.

Режиссер Гэнки Кавамура превращает минималистичный игровой эксперимент в масштабный кинематографический аттракцион. Построенный по принципу симулятора, фильм настолько вовлекает зрителей, что и они начинают чувствовать себя в ловушке бесконечного коридора, где реальность вот-вот «слетит с катушек». Постепенно фильм перетекает в саспенс, построенный на тропах фобий и бесконечного повторения. Ближе к финалу «Выход 8» становится, по словам режиссера, «картиной о наказании, которое мы сами себе выбираем». Фильм не использует скримеров, строя напряжение через нарастающее ощущение кошмара, который может никогда не закончиться.

«Выход 8» открывает новое измерение жанрового кино: в нем паранойя сочетается с эстетикой лиминальных пространств, а тревожность TikTok-поколения получает визуальное воплощение. Фильм использует язык видеоигр и ощущается как игровой стрим в киноформате — логичная эволюция кинематографа, где зрительский опыт похож на просмотр трансляции блогера. Основная часть фильма разворачивается в одних и тех же декорациях. Благодаря этому пространству создатели смогли создать иллюзию движения вперед, хотя герой ходит по одному и тому же месту. Этот прием сравнивают с культовым триллером «Куб» Винченцо Натали (1997), называя фильм «кубом для поколения видеоигр». Монтаж сочетает повторяющиеся фрагменты так, что, несмотря на цикличность, повествование не кажется монотонным — зритель постоянно находится в поиске нового элемента или «аномалии» в кадре. Каждая итерация пути героя немного отличается: внимательный зритель может сам «играть», выискивая изменения в деталях.

Фильм продолжает линию интеллектуальных триллеров, где главные герои, вопреки собственному желанию, оказываются участниками загадочной игры, правила которой они узнают лишь по ходу действия. В «Выходе 8» правил меньше — «заметил аномалию — иди назад», — но ставка столь же безжалостна: пропустишь деталь — и всё начинается заново. Если «Игра в кальмара» был фильмом о социальной жестокости, то «Выход 8» поднимает вопросы личного выбора и экзистенциального страха. В российском прокате подобные сюжеты пользуются популярностью — от «Куба» и «Пилы» до «Платформы», «Клаустрофобов» и даже отечественного «Квеста». Это фильмы, где персонажи попадают в изолированную среду и, не осознавая правила игры, вынуждены искать выход. «Выход 8» продолжает линию триллер-квестов и делает это современно и свежо.

Российская премьера фильма состоится 23 августа в кинотеатре «Каро Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт». После показа состоится онлайн-сессия с режиссером фильма Гэнки Кавамура и востоковедом Степаном Родиным.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
В мире,
Что стоит за решением ряда стран признать Палестину
Экономика,
Усилия ЦБ дают робкие надежды на устойчивое снижение цен
Культура,
Следующая станция — «Столица сказочного Востока»