Какой балет без баяна

Премьеры Большого театра дают премьеру в Малом

Фото: MuzArts
23 сентября на сцене Малого театра состоится мировая премьера проекта MuzArts «Планида». Он состоит из трех одноактных балетов: «Франческа да Римини», «Нерв», «Русский характер». В спектакле заняты артисты балета Большого театра Екатерина Крысанова, Денис Савин, Анастасия Сташкевич, Елизавета Кокорева, Алексей Путинцев, Георгий Гусев и приглашенная звезда современной хореографии Ильдар Гайнутдинов.

Музыку для одноактного балета «Русский характер», премьера которого состоится в рамках показа балетного триптиха «Планида», написал композитор и баянист Айдар Гайнуллин. Для него это дебют как для автора музыки для балета. Кроме того, он примет участие в спектакле как солист, исполнив музыкальную партию баяна в сопровождении камерного оркестра. Накануне премьеры он рассказал журналистам, что оценивает этот балет как историческое событие: «Впервые в истории музыки баян звучит в качестве солирующего инструмента в балете. Были случаи, когда композиторы использовали этот инструмент в музыкальных фрагментах для придания фольклорного звучания, но чтобы баян играл главную роль в музыкальной драматургии — такого еще не было. Баян получил название в честь легендарного русского сказителя, и вот он снова стал рассказчиком истории, которая передается через музыку и танец».

Исполнительница одной из партий в балете Елизавета Кокорева призналась, что, когда она услышала музыку Айдара Гайнуллина, она ей очень понравилась: «Для меня музыка имеет очень большое значение. Во всех балетах, особенно в современных постановках, благодаря ей я вижу, что мне нужно сделать. И здесь я сразу почувствовала силу этой музыки. Каждый день, когда я приходила на репетиции в 8–9 часов вечера уже уставшая, я слышала эту музыку и у меня неизвестно откуда появлялись новые силы: настолько эта музыка наполняет и заряжает. Вчера была репетиция, и я поняла, что эта работа всё больше и больше меня затягивает, несмотря на то что я слышала эту музыку уже много раз».

Хореографию для балета «Русский характер» поставил танцовщик и хореограф Павел Глухов. С компанией MuzArts он уже сотрудничал при работе над балетом «Две Анны»: «Когда я прочитал рассказ „Русский характер“, я, с одной стороны, оценил эмоциональность и силу этой истории, а с другой — понимал, что можно очень легко поддаться соблазну рассказать ее в плакатном стиле. Я для себя понял, что немного изменю эту историю: всё-таки мы делаем этот балет по мотивам и интерпретация допустима. Мне важно было, чтобы персонажи выглядели настоящими, живыми, сложными. Многое я взял от самих артистов, поскольку то, что ты заранее придумываешь, навсегда ложится на их индивидуальность. Я предпочел с ней не бороться, а от нее отталкиваться. Например, персонаж Екатерины Крысановой очень сильно отличается от изначального образа матери. Он получился волевым, сильным, требовательным. И отец тоже получился волевым. И главный герой — их сын — тоже немного изменился. Это человек, который уходит на войну, чтобы доказать способность совершить поступок».

Один из исполнителей главной роли Ильдар Гайнутдинов признался, что ему хочется максимально вложиться в эту роль: «Музыка очень сильная. Иногда она начинает эмоционально разгонять тебя, и здесь очень легко потерять самообладание. Я не могу сказать, что для меня это технически сложная партия: это очень близко к современному танцу и мне очень органично существовать в этой пластике. Но, учитывая, что мой персонаж — танкист, мне приходится быть сдержанным и структурированным».

В ритме малого барабана

Самый известный случай использования необычных музыкальных инструментов в балете — челеста в танце Феи Драже в «Щелкунчике». Челеста — ударный музыкальный инструмент, звук которого напоминает звучание колокольчика. Он был изобретен в 1886 г., а спустя всего 6 лет, в 1892 г., Петр Чайковский использовал его в музыке для своего балета. Ее звучание стало сюрпризом для публики и, по свидетельству современников, вызвало неподдельное любопытство. Инструмент и по сей день используется для создания средствами музыки сказочной атмосферы. Джон Уильямс использовал его, когда писал главную тему для фильма «Гарри Поттер».

Второй классический случай использования необычного набора инструментов — «Болеро» Мориса Равеля, которое он написал как музыку для балетной постановки Иды Рубинштейн. Его премьера состоялась 22 ноября 1928 г., а в 1961 г. балет на музыку «Болеро» стал первой постановкой, которой Морис Бежар заявил миру о своем хореографическом таланте. В его партитуру он также ввел группу ударных инструментов: челесту, а помимо нее, два малых барабана, турецкий барабан, тарелки и гонг. «Болеро» — единственный балет, в котором ритм держит непрерывно звучащий малый барабан, совершая 4056 ударов.

Еще один широко известный случай введения в партитуру балетной музыки необычных инструментов — «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Ее премьера состоялась 20 апреля 1967 г. Для музыкантов и по сей день она считается образцом виртуозного использования ударных инструментов. В музыкальную палитру «Кармен-сюиты» Родион Щедрин ввел ксилофон, литавры, маракасы, кастаньеты, бонги, маримбу, вибрафон, чокало, гуиро, чарльстон, фрусту и др. Все они призваны создавать ритмически насыщенный фон с испанскими мотивами.

Кроме «Русского характера», в программе «Планида» будет показан балет «Франческа да Римини» на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова, где партию Франчески исполнят прима-балерины Большого театра Елизавета Кокорева и Анастасия Сташкевич, а Алексей Путинцев и Ильдар Гайнутдинов выйдут на сцену в роли Паоло.

И еще один балет — «Нерв» в постановке молодого российского хореографа Анны Щеклеиной — расскажет о трансформациях прежних способов коммуникаций между людьми.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Музей современного искусства и Новая Опера стирают границы между видами искусств
В мире,
Президент США поставил Тайвань в один ряд с Украиной ради сделки с Китаем
Мнения,
Почему однополярное мироустройство аномально