Интервью

Кино повторной свежести

Зачем в кинотеатрах показывают старые фильмы

Кадр: фильм «Прогулка»
24 июля выходит в прокат фильм Алексея Учителя «Прогулка» с Евгением Цыгановым и Ириной Пеговой в главных ролях. Прокат приурочен к 22-летию картины. В июне в повторный прокат вышел еще один фильм с Евгением Цыгановым в главной роли — «Питер FM». Ему удалось собрать более 18 млн руб.

22 года назад «Прогулка» запомнилась необычной повествовательной манерой — Алексей Учитель попытался создать у зрителей ощущение, что его действие происходит в реальном времени, — а также актерским работами Евгения Цыганова (одна из его первых главных ролей) и Ирины Пеговой (дебют в кино). Кроме того, в фильме снялись актеры театра «Мастерская Петра Фоменко» Кирилл Пирогов, Галина Тюнина, Наталия Курдюбова, Ксения и Полина Кутеповы, Андрей Казаков. В небольшой роли в этом фильме появляется еще не успевший примелькаться Евгений Гришковец.

Кадр: фильм «Прогулка»

Вышедший спустя 3 года «Питер FM» Оксаны Бычковой воспринимался как продолжение «Прогулки» благодаря тому же месту действия (Санкт-Петербург), тому же исполнителю главной роли (Евгений Цыганов) и схожему романтическому сюжету: симпатичный герой преодолевает препятствия на пути к своей любви. По данным на 20 июля 2025 г., «Питер FM» собрал в прокате 18 млн руб. Сборы его первого проката, по данным «Кинопоиска», составили 5,8 млн руб.

Кадр: фильм «Питер FM»

Практика повторного проката существовала всегда, но новые масштабы она приобрела в период пандемии COVID 19, когда кинокомпании стали переносить релизы высокобюджетных проектов из опасений, что в условиях ограничений, наложенных тогда на работу кинотеатров, они не принесут ожидаемой выручки. Внезапно выяснилось, что фильмы прошлых лет могут привлекать публику несмотря на свою доступность в сети. Это объясняется спецификой российского кинорынка: он складывался в 1990-е и только в 2010-е синхронизировался с мировым, когда его захлестнул поток новинок. И как только тот схлынул в условиях пандемии, прокатчики стали напоминать массовому отечественному зрителю о классических фильмах.

С самым успешным повторным прокатом выступил фильм Сергея Соловьева «Асса» — он был приурочен ко дню рождения Виктора Цоя в 2022 г. Зрители оценили ностальгический аттракцион: фильм собрал 5,8 млн руб. Среди самых успешных фильмов повторного проката: «Жертвоприношение» (2,8 млн руб. по данным «Бюллетеня кинопрокатчика»), «Июльский дождь» (3,3 млн руб.), «Курьер» (1,2 млн руб.).

Кадр: фильм «Асса»

Для классики зарубежного кинематографа термин «повторный прокат» — условность: большинство из них никогда не показывались в отечественных кинотеатрах. Этот фактор подогревает к ним интерес: большой экран обеспечивает принципиально новое качество просмотра — звук и изображение фильмов реставрируются. Это резко расширяет их зрительскую базу.

Так, повторный прокат фильма Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке», по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», принес более 18 млн руб. Вышедший спустя 40 лет после того, как был снят, фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» собрал 13 млн руб. Фильм «Бойцовский клуб» спустя 20 лет после выхода на мировые экраны собрал в России 21,6 млн руб.

Кадр: фильм «Бойцовский клуб»

PR-директор кинопрокатной компании Russian World Vision (RWV) Мария Индина так описала в интервью «Эксперту» особенности продвижения фильмов повторного проката: «Продвижение повторного проката фильма отличается тем, что на него, как правило, нет бюджета или он очень ограничен. Поэтому здесь большое значение имеет пиар, поддержка СМИ выходящих проектов, посты от блогеров. Как и с любым фильмом, важен „сарафан“. Мы стараемся выпускать в повторный прокат действительно знакомые работы, которые не оставляют зрителей равнодушными, и им хочется поделиться информацией о фильмах и впечатлениях от просмотра в своих соцсетях».

Директор RWV по кинопрокату Дарья Рязанцева так прокомментировала в интервью «Эксперту» выбор фильмов для запуска в повторный прокат: «Мы выбираем фильмы по нескольким критериям: важно, чтобы они представляли художественную и культурную ценность. Были, на наш взгляд, интересны как аудитории постарше, так и новому поколению зрителей, которые сейчас особенно активно изучают кинонаследие и участвуют в дискуссиях и обсуждении картин. Также у нас должно быть ощущение, что это фильмы вне времени и актуальны сегодня не менее, чем раньше».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Культура,
ГММИ им. А.С. Пушкина демонстрирует новые приобретения
Финансы,
После снижения ключевой ставки цены облигаций неожиданно пошли вверх
Экономика,
Почему ЦБ впервые за два года решился снизить ставку больше чем на 1 п.п.