Следом за ролью Владимира Ленина в сериале «Хроники русской революции» Евгений Ткачук сыграл главную мужскую роль еще в одном проекте Андрея Кончаловского — в шекспировском «Макбете» на сцене Театра Моссовета. В сериал он попал уже после того, как Андрей Кончаловский перебрал множество кандидатов, которые были и в самом деле похожи на Владимира Ленина, но этим их достоинства и ограничивались. Уже в процессе работы Евгений Ткачук поразил Андрея Кончаловского степенью своей готовности к съемке — тем, насколько глубоко он проработал образ своего персонажа.
Свой цикл обращений к шекспировской драматургии Андрей Кончаловский начал в 2022 г. с постановки «Укрощения строптивой» на сцене Театра Моссовета. Он был анонсирован как триптих, второй частью которого и стал «Макбет», а завершающей частью станет «Буря». В процессе работы над «Макбетом» режиссер признавался, что его волновала прежде всего соразмерность масштабам этого автора. По его словам, Шекспир — это стеклянная пирамида, по которой «ползешь и всё время сползаешь вниз». Но это не помешало отказаться от точного следования тексту пьесы и сеттингу, заданному классиком. И если местом действия «Укрощения строптивой» Андрей Кончаловский оставил Италию, сместив только исторический период, то для «Макбета» он избрал Кавказ, который угадывается по костюмам персонажей спектакля и музыке, звучащей на протяжении действия. Его ритм задается ударными и духовыми инструментами, звук которых ассоциируется прежде всего с Кавказом.
Этот прием характерен для Андрея Кончаловского. Например, действие спектакля по мотивам пьесы Ингмара Бергмана «Сцены для супружеской жизни» он перенес в Россию 1990-х гг. Действие мюзикла композитора Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского тоже происходит в 1990-х гг. Каждый раз Андрей Кончаловский таким образом выстраивает новый ассоциативный ряд. Вырвав «Макбета» из европейского исторического контекста, он добавляет концентрации на сюжете о том, насколько может быть беспощадной борьба за власть. При этом он, скорее, сочувствует своим героям, поддавшимся соблазну в нее ввязаться. Юлия Высоцкая, разговаривая с журналистами накануне спектакля, так охарактеризовала свою героиню: «Это персонаж, конечно, неоднозначный, но все интересные характеры неоднозначные. Моя позиция всегда такова: я защищаю своих героинь. Я знаю, за что ее любить и за что ее жалеть».
Евгений Ткачук играет Макбета как страдающего героя, который стремится к власти под давлением обстоятельств. В отличие от короля Дункана он не способен на хладнокровные убийства. Ему нужен дополнительный импульс, чтобы решиться на преступление. Актер, обладая природным обаянием, в роли Макбета не прячет его под маской показного жестокосердия (в отличие от роли Владимира Ленина, где он как раз концентрировался на слабых местах своего персонажа, зачастую выставляя его в невыгодном свете). Евгению Ткачуку, в последние годы всё реже появляющемуся на московской сцене (он занят и как художественный руководитель конно-драматического театра «ВелесО», и как востребованный киноактер), в спектакле Андрея Кончаловского удалось создать необычайно выразительный образ со сложнейшей гаммой эмоций.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag