— Мастерство русских цирковых артистов известно во всем мире. И всё же многие сегодня говорят, что российский цирк переживает непростые времена. Что именно происходит в индустрии?
— Несмотря на всемирно признанное мастерство русских цирковых артистов, многие из которых сегодня успешно работают в зарубежных шоу, отечественная индустрия переживает кризис. Российский цирк утратил прежнюю массовую привлекательность, проигрывая в качестве досуга театрам и торговым центрам. Одной из ключевых проблем является потеря связи со взрослой аудиторией, которая зачастую не рассматривает цирк как высокое искусство, достойное внимания.
Кризис усугубляется пресыщенностью зрителей, привыкших к быстрой смене картинок и плотному информационному потоку, что делает конкуренцию за внимание крайне сложной. После ухода с рынка таких гигантов, как Cirque du Soleil, образовалась ниша для создания прогрессивных отечественных проектов, способных вернуть цирку статус актуального культурного явления. И мы работаем над тем, чтобы наш российский цирк стал событием, которое нельзя пропустить.
— В чем уникальность и сила российского цирка?
— Российский цирк силен не только своей школой, но и смелостью, бесстрашием, даже безумием артистов, которые, рискуя своей жизнью, выходят на манеж и творят невероятные вещи. Можно вспомнить громкие имена практически в каждом цирковом жанре — от дрессуры и воздушной гимнастики до иллюзий и джигитовки. Но непосредственно в нашем шоу мы принципиально не задействуем животных на арене, потому что наш проект — это гимн человеческим возможностям и талантам. Мы воспеваем невероятную мощь, гибкость, ловкость, изящество, отвагу, точность, красоту. И, конечно, командную работу.
— Что собой представляет современная клоунада, насколько сложно рассмешить современного зрителя?
— Жанр клоунады, некогда считавшийся элитарным в цирке, также переживает упадок: имена клоунов перестали быть синонимами тонкого юмора и вершины артистического мастерства, артисты этого жанра сегодня не звезды, как было раньше, а их репризы часто сводятся к одному лишь функциональному заполнению пауз в действии на сцене. Да и зритель нынче искушенный, избалованный изобилием контента, в том числе юмористического. Поэтому рассмешить его — всегда задача со звездочкой. Но юмор является одной из отличительных черт «Нового русского цирка» и всех наших постановок. Мы стараемся не относиться слишком серьезно к тому, что делаем, не тешим свое чувство повышенной важности. Стараемся, чтобы даже самый сложный материал, например литературный, воспринимался легко и с улыбкой. Мы не сторонники пафоса.
— Что же нужно, исходя из этих знаний, чтобы вывести российское цирковое искусство на новый уровень?
— Тут требуется комплексный подход. Во-первых, необходимо сделать цирк модным и актуальным трендом, местом, куда хочет прийти взрослый зритель. Это требует времени и целенаправленной работы по созданию шоу, интересных разной аудитории. Во-вторых, ключевую роль играет соединение современных технологий с трюковым мастерством для создания эффекта полного погружения. В-третьих, необходима работа по возрождению, развитию и созданию новых жанров, необходимы эксперименты. В-четвертых, надо начать говорить с современным зрителем на его языке. И наконец, важно соединить лучшие традиции отечественной цирковой школы с современными режиссерскими решениями, создавая самобытные продукты, способные конкурировать на мировом уровне и транслировать русскую культуру как «мягкую силу».
— Что собой представляет современное цирковое шоу, способное сочетать в себе все эти аспекты? И соответствуют ли «Сны Пушкина» всем требованиям?
— Современное цирковое шоу представляет собой сложный синтез жанров и технологий. Это уже не просто набор трюков, а цельное полотно, где цирковая акробатика, воздушная гимнастика и эквилибристика органично соединяются с элементами театра, мюзикла, танцевальных направлений (таких как брейк-данс) и современными мультимедийными решениями. И «Сны Пушкина», конечно же, выстроены ровно в этой парадигме.
Центральной задачей становится сегодня не демонстрация мастерства ради мастерства, а создание эмоционального контакта со зрителем, умение удерживать его внимание через смену ритма, темпа и настроения. Важным трендом является развитие «этичного цирка» — шоу, где чудеса рождаются благодаря таланту человека, а не использованию животных. Современное представление стремится быть зрелищным и умным одновременно, предлагая различные уровни восприятия для разных возрастов и разрушая барьер между классическим наследием и актуальными художественными языками. «Сны Пушкина» именно такие.
— Как создавалось это шоу? Почему именно сказки Пушкина вас вдохновили?
— Шоу изначально задумывалось как эксперимент на стыке жанров. Сказки Пушкина выбраны как известная всем основа для поиска собственного визуального языка. Задачей было не пересказать произведения, а создать на их основе новую вселенную, где герои могут вдруг зачитать рэп или исполнить какой-нибудь невероятный номер под рок-сказ артистки-мультиинструменталистки. Увлекательно рассказать известные всем с детства истории языком трюка — вот чего мы добивались. Само слово «сны» в названии дало творческую свободу для фантазийного переосмысления. Нас вдохновила сама идея оживить классику, превратив поэта из «бронзового памятника» в живого героя, понятного современной аудитории.
Работа над созданием шла нелинейно: параллельно подбирались номера с учетом технических ограничений площадки, а затем они «примерялись» к персонажам. Команда из нескольких режиссеров, драматурга и постановщика сочиняла не только общую канву, но и новые номера, требовавшие участия профильных специалистов. У нас ведь в шоу есть несколько ноу-хау, аналогов которым нет нигде в мире! К тому же процесс был сопряжен с техническими сложностями и жесткими временными рамками, что характерно для экспериментальных проектов, где используется такое количество артистов и декораций, как у нас.
— Легко ли вы собрали такую большую труппу? Как проходил кастинг для «Снов Пушкина»?
— Кастинг был длительным и довольно сложным, поскольку в шоу участвуют не только артисты цирка, но и спортсмены акробатического рок-н-ролла и брейкинга. Стояли конкретные задачи от режиссера. В частности, была работа и для совсем юных артистов: мы всегда охотно работаем с молодыми дарованиями. И в этот раз, например, роль Петушка исполняет артистка Анфиса Макарова, которой на момент премьеры было всего 14.
В итоге смотр проходил в несколько этапов. В том числе мы искали артистов и в рамках реалити-шоу «Разгон: Цирк». К сожалению, сегодня не так просто найти артистов в некоторых жанрах. Например, для «Снов Пушкина» мы не смогли найти такой номер, как «Русская палка». Их осталось всего пару на всю страну, остальные, к сожалению, за границей. Сегодня мы наблюдаем острый дефицит кадров. Молодые люди не слишком охотно идут в цирковое училище, поскольку, откровенно говоря, профессия артиста цирка сейчас не является престижной или востребованной, но мы надеемся, что в скором времени это изменится, в частности, благодаря усилиям «Нового русского цирка» и таким проектам, как «Сны Пушкина».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag