Принятый Еврокомиссией пакет антиизраильских мер на прошлой неделе предложила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Ужасающие события, происходящие в секторе Газа ежедневно, должны прекратиться, — приводит ее слова пресс-служба ЕК. — Необходимо немедленное прекращение огня, беспрепятственный доступ для всей гуманитарной помощи и освобождение всех заложников, удерживаемых ХАМАС. Европейский союз остается крупнейшим донором гуманитарной помощи и непоколебимым сторонником решения о двух государствах. Отражая эти принципиальные обязательства и принимая во внимание недавние серьезные события на Западном берегу [реки Иордан], мы предлагаем приостановить торговые уступки Израилю, ввести санкции против экстремистских министров и агрессивных поселенцев, а также приостановить двустороннюю поддержку Израиля, не затрагивая нашей работы с израильским гражданским обществом или [мемориалом Холокоста] „Яд Вашем“».
Центральная мера пакета — отмена одного из пунктов Соглашения об ассоциации ЕС и Израиля от 2000 г., положения о беспошлинном режиме торговли, который в 2024 г. распространялся на 37% израильского экспорта в Евросоюз. Накануне об этой мере заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас. «В 2024 году товарооборот с Израилем составил 42,6 млрд евро. В отношении 37% объема экспорта [израильских] товаров действовал режим преференций. Отмена такого режима дорого обойдется Израилю», — сказала она в интервью телеканалу Euronews.
Каллас подтвердила, что речь идет о восстановлении таможенных пошлин на указанные товары, однако о повышенных размерах этих пошлин не сообщалось. Можно предположить, что израильские поставки, которых коснется эта мера, будут облагаться тарифами в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования. Так называются пошлины, применяемые в рамках правил Всемирной торговой организации (ВТО): не препятствующие развитию торговли и недискриминационные (единые для всех стран). По данным ВТО, в 2024 г. у ЕС их ставка составила в среднем 5%.
Как устроена торговля ЕС и Израиля
Между сторонами установлена зона свободной торговли, которая является частью Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Израилем от 2000 г.
Израиль — 31-й по величине торговый партнер ЕС в мире и 3-й в Средиземноморском регионе (после Марокко и Алжира). В 2024 г. на Израиль пришлось 0,8% внешней торговли ЕС товарами. Евросоюз, в свою очередь, — крупнейший торговый партнер Израиля: в 2024 г. объединение заняло 32% в его внешней торговле (34,2% — в импорте и 28,8% — в экспорте).
Товарооборот ЕС и Израиля в 2024 г. составил 42,6 млрд евро. Импорт ЕС из Израиля составил 15,9 млрд евро, экспорт в Израиль — 26,7 млрд евро.
В основном Израиль поставляет в ЕС машины и транспортное оборудование (7 млрд евро, 43,9%), химикаты (2,9 млрд евро, 18%) и другие промышленные товары (1,9 млрд евро, 12,1%). ЕС, в свою очередь, продает Израилю главным образом те же позиции: машины и транспортное оборудование (11,5 млрд евро, 43%), химикаты (4,8 млрд евро, 18%) и другие промышленные товары (3,1 млрд евро, 11,7%).
Объем двусторонней торговли услугами между ЕС и Израилем в 2023 г. составил 25,6 млрд евро (данных за 2024 г. нет). Импорт израильских услуг в ЕС составил 10,5 млрд евро, экспорт услуг ЕС в Израиль — 15,1 млрд евро.
В качестве еще одной меры ЕК предлагает ввести санкции против 9 граждан Израиля — «экстремистски настроенных министров израильского правительства и агрессивных поселенцев» — наряду с 10 членами политбюро ХАМАС, следует из опубликованного пресс-релиза ЕК. Reuters со ссылкой на источники сообщил, что в список ЕК входят министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир и глава минфина еврейского государства Бецалель Смотрич.
Наконец, ЕК предложила приостановить финансовую поддержку Израиля общим объемом 20 млн евро в год. Эта сумма включает прекращение ассигнований в 6 млн евро в год в период 2025-2027 гг., запланированных в рамках Инструмента соседства, развития и международного сотрудничества «Глобальная Европа», а также приостановку программ партнерства и проектов в рамках Регионального механизма сотрудничества ЕС-Израиль на 14 млн евро.
«Действия израильского правительства представляют собой нарушение основных принципов уважения прав человека и демократических принципов», — констатируется в официальном релизе ЕК. Авторы документа заявляют о стремительно ухудшающейся гуманитарной ситуации в секторе Газа после военного вмешательства Израиля, блокаде гуманитарной помощи, интенсификации военных операций и решении израильских властей продвигать план поселений на Западном берегу Иордана, что еще сильнее подрывает принцип сосуществования двух государств (еврейского и палестинского).
Утвердить или отклонить предложенные меры предстоит Совету ЕС. Для утверждения потребуется единогласное решение всех его членов, до завершения этой процедуры меры не вступят в силу.
«На действия Израиля европейские меры не повлияют»
Младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН:
Нельзя утверждать, что ЕС обладает широкими возможностями для экономического давления на Израиль. Даже если ЕК проголосует за отмену преференциального режима торговли с Израилем, грозит это еврейскому государству только возвращением пошлин и налогообложения, а не полным закрытием европейского рынка, как в случае с Ираном или Россией.
Эмбарго против Израиля ЕС вводить, очевидно, не будет, да и попросту не сможет — согласны с этим будут не все члены ЕС, а от силы лишь те, у которых нет особых отношений с Израилем (пример: Испания). При этом речь не о введении против Израиля заградительных пошлин по примеру Трампа, а лишь о возвращении общего внешнеторгового режима с обычными пошлинами в рамках правил ВТО.
Эффект для Израиля будет минимальным: речь идет о некотором удорожании европейских товаров внутри еврейского государства после того, как израильские предприятия заложат стоимость импортируемых товаров, пошлины и налоги в отпускные цены. С полок магазинов европейские товары не исчезнут.
Ни о каком ослаблении израильской промышленности говорить также не приходится: да, комплектующие подорожают, но в наличии останутся, производственные цепочки нарушены не будут. На обороноспособности Израиля это также не скажется: в этом аспекте он зависит главным образом не от Европы, а от США. А те, как известно, прекращать такого рода поддержку еврейского государства не намерены и готовы при необходимости ее нарастить.
На действия Израиля предложенные ЕК меры не повлияют — руководство еврейского государства твердо придерживается догмата об обороне от внешних врагов. По-настоящему жестких санкций против Израиля ожидать не стоит — США попросту не позволят нанести ему сколько-нибудь ощутимый урон.
«Нетаньяху полагает своей исторической миссией ликвидацию Палестины как таковой с воссозданием Библейского Израиля от реки до моря»
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике, эксперт международного клуба «Валдай»:
Решение ЕС, скорее, призвано продемонстрировать риторическое осуждение Израиля, нежели причинить ему какой-либо серьезный ущерб. Европа пытается показать свое несогласие и при этом не допустить обострения ни европейско-израильских, ни трансатлантических отношений.
Действительно, жесткие меры ЕС в отношении Израиля вызвали бы раздражение администрации Трампа. Это совсем не то, что нужно ЕС, когда он пытается убедить Вашингтон ввести новые меры против России и ее партнеров, а также отказаться от жесткой позиции в отношении самой Европы.
Именно поэтому речь идет не о запредельных пошлинах в отношении израильского экспорта в ЕС, а лишь об отмене беспошлинного режима торговли, который на сегодня имеет место в отношении 37% израильского экспорта в Евросоюз в соответствии с Соглашением об ассоциации ЕС и Израиля от 2000 г. По сути, ЕС лишь предлагает временно приостановить один из пунктов этого документа. При этом сама по себе отмена беспошлинной торговли вовсе не подразумевает введения заградительных ставок, а лишь означает возврат к общеевропейскому таможенному тарифу, который достаточно низок.
Израиль не откажется от нынешней политики в отношении Газы. Опираясь на поддержку администрации Трампа, он может позволить себе практически всё, в том числе игнорировать обвинения в геноциде и осуждение со стороны соседей по региону. Израиль уверен, что ключевые страны Ближнего Востока, особенно такие, как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, а также Египет и Иордания, не пойдут с ним на серьезный конфликт, потому что не хотят ссориться с США.
Нетаньяху явно не откажется от той политики, которую проводит. Он полагает своей исторической миссией ликвидацию Палестины как таковой с воссозданием Библейского Израиля от реки до моря. Эта миссия служит инструментом политического выживания Нетаньяху: продолжение войны в Газе для него — единственная возможность сохранить праворадикальную коалицию, удержаться у власти и избежать тюрьмы.
При этом Нетаньяху понимает, что ему нужно пользоваться моментом и действовать прямо здесь и сейчас. С одной стороны, в США короткий избирательный цикл, и Израиль рискует лишиться столь широкой и безусловной поддержки, если к власти придут демократы. С другой — даже если у власти останутся республиканцы, их внимание может сильнее сконцентрироваться на внутренних проблемах и противостоянии с Китаем. Поэтому Нетаньяху пользуется моментом, не считаясь ни с внешнеполитическими, ни с экономическими, ни с военными издержками.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag