18 февраля в Женеве завершился третий раунд трехсторонних переговоров Россия — США — Украина. Переговоры шли два дня, в первый день они заняли 6 часов, во второй — около двух. Возглавлявший российскую делегацию помощник президента РФ Владимир Мединский охарактеризовал их как «тяжелые, но деловые» и сообщил, что следующая встреча сторон состоится «в ближайшее время». Как сообщило со ссылкой на источник РИА Новости, никаких документов в женевском раунде подписано не было, место и время следующей встречи не определены.
Во время переговоров в Женеве присутствовали делегации нескольких европейских стран, сообщила газета Mundo. По информации издания, они не участвовали в трехсторонней встрече, однако представители США и Киева информировали их о ее ходе. Уточняется, что европейцев пригласила американская сторона по настоянию Владимира Зеленского.
Издание Axios со ссылкой на источники сообщило, что на второй день в политической рабочей группе переговоры «застопорились», причиной якобы послужила позиция, представленная Владимиром Мединским. При этом ни содержание этой позиции, ни реакция американской и украинской сторон не уточнялись.
Также согласно сообщению Axios, Владимир Зеленский поручил украинской делегации поднять на переговорах вопрос об организации его личной встречи с Владимиром Путиным, которая якобы могла бы обеспечить прогресс по территориальным вопросам. Ранее в Кремле неоднократно отмечали, что президент России для такой встречи открыт, однако она невозможна без должной подготовки, а именно, предварительного согласования всех ключевых положений окончательного мирного договора, который бы устранял первопричины конфликта.
Стороны постепенно продвигаются в согласовании технических нюансов, таких, как обустройство системы мониторинга за прекращением огня, однако им пока что не удается сблизить свои позиции по ключевым политическим вопросам, полагает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов: «Судьба этих переговоров была предрешена еще вчера, когда прямо во время переговоров Axios опубликовал интервью Зеленского, в котором он обозначил крайне неконструктивную позицию по наиболее важным вопросам: никаких территориальных уступок, максимум — симметричный отвод российских и украинских войск, гарантии безопасности Украине до подписания мирного соглашения, а также вынесение этого мирного соглашения и содержащихся в нем территориальных и иных решений на всеукраинский референдум».
По мнению Дмитрия Суслова, задача украинской стороны на переговорах заключалась в том, чтобы создать видимость конструктивного настроя Киева в глазах администрации Дональда Трампа, но при этом любые возможные договоренности срывать. Для этого же, по его словам, в Женеву приехали и делегации европейцев: «Их задачей было в реальном времени следить за тем, чтобы украинцы, не дай Бог, ни о чем с Россией не договорились, не поддались давлению со стороны американцев и не пошли на какие-либо конструктивные шаги. Тот факт, что Россия в этих условиях вообще согласилась остаться за столом переговоров — это большой шаг доброй воли с нашей стороны». Появление европейцев в качестве наблюдателей на женевском раунде — индикатор растущего давления американской стороны на Киев: тот не хочет этому давлению поддаваться, и ищет у своих кураторов из ЕС поддержки, поясняет Суслов.
Аналитик Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Александр Бобров отмечает, что проблемным местом является несогласие Киева с договоренностями, которые были согласованы Россией и США в ходе саммита в Анкоридже: «Представители киевского режима отказываются идти на соответствующие уступки, включая вывод ВСУ из Донбасса, тогда как наша делегация, в свою очередь, не может отказаться от тех принципов, которые уже были согласованы на уровне лидеров России и США».
Заявления американцев о существенных подвижках в прогрессе урегулирования — часть их тактики давления на Киев, считает Александр Бобров: «В Вашингтоне надеются, что если оказывать вербальное воздействие на украинскую делегацию, она станет более сговорчивой. У Штатов достаточно жесткий дедлайн, после наступления которого они не смогут в полном объеме уделять внимание украинскому урегулированию, поскольку будут заняты другими проблемам. Это и очередной вероятный шатдаун, и ситуация на Ближнем Востоке вокруг Ирана, и многие другие вопросы — вплоть до вероятного импичмента Дональду Трампу, в случае если на выборах в Конгресс в ноябре 2026 г. республиканцы утратят большинство в Палате представителей».
Встречи с президентом России Владимир Зеленский добивается столь отчаянно, поскольку она ему жизненно необходима для собственной легитимации, поясняет Александр Бобров: «Если такая встреча состоится сейчас, то она, безусловно, ни к чему не приведет, поскольку делегации пока что не согласовали итоговых соглашений. Подобный провал будет выглядеть как политическая победа Зеленского. Фактически он не будет восприниматься как сбитый лётчик, коим фактически является, а сможет легитимировать себя в глазах собственного народа, Европы и США. Нам же, понятное дело, нет смысла ему подыгрывать. Тем более, что ситуация складывается явно не в его пользу».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag