Госдолг неплатежом красен

Правительства стран мира задолжали друг другу $111 трлн

Фото: J. David Ake/AP/TASS
Совокупный мировой госдолг в 2025 г. достиг 15-значной цифры, составив $111 трлн. Эти данные, обнародованные в ежегодном отчете МВФ 16 ноября, показывают, что за год он вырос на $8,3 трлн. Однако внешне устрашающие цифры не вызывают у экономистов серьезной озабоченности. «Эксперт» выяснил причины их спокойствия.

Согласно докладу МВФ, наметившийся после окончания пандемии тренд на увеличение долговой нагрузки государств по отношению к их ВВП вряд ли претерпит изменения в обозримом будущем. При этом более половины (51,8%) общемирового госдолга приходится на США и Китай. А замыкают список островные государства Полинезии и китайская автономная территория Макао, у которых госдолг отсутствует как таковой.

Россия с 0,5% по доле в общемировом долге находится в текущем году на 19-м месте из 192.

В среднем мировой долг в 2025 г. составляет 94,7% от глобального же ВВП. Набегающие на этот долг проценты выросли за минувшие пять лет троекратно и в текущем году составляют $1,8 трлн.

Стремительный рост обязательств государств перед кредиторами тем не менее не останавливает большинство правительств перед тем, чтобы занимать снова и снова. Лидирует в «транжирстве» Япония: в 2026 г. ее правительство намерено одолжить еще более $92 млрд, которые оно потратит на стимулирующие экономику мероприятия и на субсидии национальным производителям. Но и другие страны не проявляют признаков перехода к режиму экономии на бюджетных расходах.

МВФ объясняет подобную политику правительств тем, что они ко второй половине 2025 г. более или менее отошли от эмоционального шока, вызванного введением американских импортных тарифов. Катастрофы не произошло, и правительства многих стран (как развитых, так и ряда развивающихся) смотрят в 2026 г. с меньшим пессимизмом, чем это было весной 2025 г. По иронии судьбы сами инициаторы торговой войны — США завершают 2025 г. с ускорением инфляции и снижением темпов экономического роста.

Другим источником оптимизма МВФ видит продолжающийся бум в отрасли искусственного интеллекта. Акции ИИ-компаний растут как на дрожжах, вселяя правительствам надежду, что налоговые отчисления от этого сектора смогут частично профинансировать новые государственные займы и обслуживание имеющихся. МВФ призывает, однако, не считать ИИ универсальным лекарством от финансовых неурядиц, проводя параллели с пузырем вокруг «дот-комов» в 1990-х гг.

Выводы МВФ касательно причин и последствий безостановочного роста госзаимствований перекликаются с выводами доклада ООН «Мир долга — 2025». В этом документе госдолг называется важным инструментом финансирования программ устойчивого развития. Главное — «знать меру», чтобы стоимость обслуживания накопленного долга не превысила размеры новых займов.

Такой риск особенно велик для слаборазвитых стран с общей численностью населения 3,4 млрд человек, у которых совокупный дефицит их бюджетов в нынешнем году составляет $4,3 трлн, а выплаты по процентам обгоняют расходы на финансирование программ социального развития. «Слаборазвитые страны не должны стоять перед выбором: тратить ли им заемные средства на нужды населения или на обслуживание прежних займов», — говорится в докладе ООН.

«Самые крупные должники пользуются и наибольшим доверием»

Ринас Кашбразиев

Профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ:

То, что между размерами долговых обязательств государств и уровнем их экономического развития существует прямая связь, — это очевидно. И это взаимосвязанные вещи: богатым странам охотнее дают в долг под меньший процент, их бонды пользуются спросом на мировых фондовых рынках. Кредиторы при этом закрывают глаза на то, что в ряде случаев долг этих стран превышает их ВВП, потому что уверены, что этот процесс можно будет продолжать до бесконечности. Да, в каком-то смысле это работает по принципу финансовой пирамиды с той только разницей, что ни заемщики, ни кредиторы не скрывают, что их отношения строятся по этой схеме.

Это, конечно, несправедливо по отношению к слаборазвитым странам, которым либо сложно, либо и вовсе невозможно брать в долг — во всяком случае, на приемлемых условиях. А добиться таких условий бывает невозможно, потому что потенциальные кредиторы требуют плату за риск невозврата займов. Получается замкнутый круг: самые крупные должники пользуются и наибольшим доверием, в то время как свободные или почти свободные от долга страны никаких выгод от этого не извлекают.

В этом смысле Россия демонстрирует исключение из правила. Правительство РФ готово кредитовать страны даже с низким кредитным рейтингом, а в ряде случаев вообще списывает их долги. В этом оно преемственно политике СССР, который тоже давал в долг развивающимся странам, не принимая во внимание их платежеспособность. Но в такой щедрости главную роль играют не экономические, а политические соображения.

К слову, низкий уровень текущей внешней задолженности РФ вызван тем, что в нынешних условиях ее правительству затруднительно находить кредиторов, готовых работать с Россией, даже с Китаем, хотя способность России возвращать долги и выплачивать проценты по ним мало кто отрицает. Российское правительство старается делать займы из внутренних источников, размещая обязательства в виде ОФЗ.

«Бесконечные заимствования позволяют поддерживать инвестиции и высокий уровень жизни»

Константин Ордов

Декан Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова:

Секрет успеха в долговой экономике кроется в том, что циклы кредитования — это вечный двигатель, который позволяет заемщикам не возвращать долги никогда. Бесконечные заимствования позволяют поддерживать инвестиционные процессы и обеспечивать высокий уровень жизни населения. Это, в свою очередь, дает кредиторам уверенность в гарантиях своевременной уплаты процентов и возвращения долга, хотя никто в реальности не собирается этого требовать — зачем резать курицу, несущую золотые яйца.

Этот механизм особенно хорошо виден на примере Японии, правительство которой проводит весьма высокорискованную политику привлечения займов, причем преимущественно на внутреннем рынке. Но в Токио уверены, что население не потребует одномоментно выплат по правительственным обязательствам, и в этой уверенности немалую роль играет национальный менталитет. Но даже и в таком маловероятном случае правительство всегда сможет расплатиться за счет необеспеченной эмиссии, потому что его долговые обязательства номинированы в йенах, а неизбежный за этим всплеск инфляции в условиях Японии не только не угрожает ее экономике, а, наоборот, послужил бы оздоравливающим фактором.

Такая система благополучно работает не в последнюю очередь потому, что в современной экономике финансовые рынки в значительной степени отсоединились от реального сектора. Капитал генерирует капитал, и это приводит страны, не имеющие возможности его привлекать, в так называемую ловушку бедности. Крупные же должники потому катаются как сыр в масле, что заимодавцы готовы сдувать с них пылинки — по известному принципу, что, если ты должен банку $1 тыс., это твоя проблема, но если ты должен банку $1 млрд, то это уже проблема банка. И самые богатые страны, в первую очередь США, беззастенчиво этим принципом пользуются. Не отстает и Китай, который является крупнейшим заемщиком США. Поэтому, несмотря на все политические разногласия Вашингтона и Пекина, и там и там понимают, что, если с китайской экономикой произойдут крупные неприятности, это станет также и крупной проблемой Америки.

Можно вспомнить, какую фатальную для себя ошибку допустил руководитель социалистической Румынии Николае Чаушеску, когда ценой затягивания поясов населения выплатил все долги МВФ. После этого он стал никому не интересен и в итоге лишился и власти, и головы.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Мнения,
Как изменится архитектура мировой эволюции
В него добавили множество социальных инициатив, а налоговые новации смягчили