Янссен выплатит $50 млн правительству Федерации Сент-Китс и Невис за выкуп территории, где будет построен люксовый курортный комплекс.
Отличие Предназначения от обычного инвестпроекта в том, что Янссенс намерен ввести на его территории собственные юридическую и судебную системы, отличные от систем как Невиса, так и Евросоюза. Сделать это ему позволяет принятый летом 2025 г. правительством островов противоречивый закон, разрешающий крупным инвесторам учреждать так называемые специальные зоны устойчивого развития, в которых будут применяться их собственные механизмы решения гражданско-правовых споров.
Проект Destiny можно считать очередной попыткой сверхбогатых техно- и криптоинвесторов выйти из-под юрисдикции своих государств. Эти полуавтономные образования получили видовое определение «сетевых государств». Учредителями подобных «карманных» юрисдикций являются, в частности, соучредитель Virgin Group Ричард Брэнсон, певица Шакира, кинорежиссер Тайлер Перри.
Сам Янссенс определяет свою мотивацию как «оставьте нас в покое и дайте нам жить по своим правилам». Более того, он обещает в случае успеха отказаться от «опостылевшего» бельгийского гражданства (у него есть также невисский паспорт, полученный по местной программе «Инвестиции в обмен на гражданство»).
Затея с созданием Destiny вызывает опасения у части местного сообщества, поскольку инфраструктура новообразованного «государства» будет органически связана с островными сетями электро- и водоснабжения. Невисцы опасаются, что в силу своих размеров Destiny может вызвать дефицит ресурсов на остальной части острова площадью всего 93 кв. км. Янссенс же утверждает, что не менее 70% потребляемых ресурсов будут происходить из возобновляемых источников.
«Приобретение земельного участка в собственность не порождает его международной правосубъектности»
Профессор кафедры международного права МГИМО МИД РФ:
Попытки тех или иных групп единомышленников собраться на той или иной территории и объявить ее самостоятельным государством происходят достаточно регулярно. Однако с точки зрения международного права такие действия не имеют юридической силы. Тонкость в том, что приобретение земельного участка в собственность не порождает автоматически главного признака государственности — суверенитета, международной правосубъектности.
Теоретически государство может предусмотреть процедуру переуступки своих полномочий на части своей территории, схему передачи власти. Но на практике — в чем заключается интерес государства в такой сделке?
В конкретном случае правительство Сент-Китс и Невис и так предоставляет владельцу Destiny максимально возможную экономическую и даже юридическую автономию. Оно и так передает инвестору полное право распоряжения купленной землей, но взамен оно получает от него налоги. Зачем же государство добровольно будет отказываться от источника налогов.
«Сбежать от государства в современном мире крайне маловероятно»
Доцент департамента международного права факультета права НИУ ВШЭ:
Государство возникнуть «на ровном месте» сегодня не может: вся территория мира уже поделена, на ней не осталось белых пятен, бесхозных островов, где можно было бы поднять новый флаг. Это не значит, что новые государства больше не могут появляться, но это делается четко установленными путями: либо путем разделения существующего государства (как в случае с Чехией и Словакией или СССР), либо в результате вооруженной борьбы местного населения за независимость в соответствии с признанным ООН правом наций на самоопределение.
В случае с Невисом государство воспользовалось своим правом делегировать какие-то свои полномочия частной компании, но и здесь не идет речь о делегировании суверенитета. Крупным компаниям, например, иногда даже дают возможность создавать частные военные компании для охраны их объектов. Но это не значит, что такие объекты и земельные участки выходят из правового поля государства, внутри которого они располагаются, — ведь нет такого понятия как «гражданин компании».
Государство при этом сохраняет за собой право в любой момент расторгнуть такой договор — возможно, заплатив неустойку или как-то иначе, в зависимости от того, что прописано в договоре.
Вообще, «сбежать» от государства в современном мире крайне маловероятно. Даже если представить, что владелец какого-то судна решит провести всю жизнь на нем, ходя в нейтральных водах он всё равно не обретет полную свободу от своего государства, потому что у судна есть место регистрации, порт приписки, флаг и прочие вещи, которые, пусть даже формально, создают юридическую связь его владельца с конкретной юрисдикцией. Независимое государство, учрежденное частным лицом, будь то на судне, личном острове или заброшенной нефтяной платформе, — это чистой воды политическая фантастика.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag