Переговоры делегаций начались около 20:37 по Москве (время совпадает с местным), а завершились примерно спустя 40 минут.
По итогам встречи глава российской делегации Владимир Мединский заявил, что стороны обсуждали позиции, изложенные в меморандумах. По оценке переговорщика, они далеки друг от друга, но контакты будут продолжены.
Он сообщил, что российская делегация предложила Украине сформировать три рабочих группы — по политическим вопросам, гуманитарным и военным. Работать они будут онлайн, чтобы сэкономить время и деньги.
«Что мы предложили украинской стороне в этот раз? Во-первых, чтобы сэкономить время и деньги налогоплательщиков, сформировать в составе наших делегаций три рабочих группы, которые будут работать в режиме онлайн. Это будет рабочая группа по политическим вопросам, рабочая группа по гуманитарным вопросам и рабочая группа по военным вопросам в составе соответствующих специалистов военных ведомств», — заявил глава российской делегации. Украинская сторона это предложение пообещала рассмотреть.
Мединский напомнил, что встрече руководителей России и Украины, к которой призывает украинская сторона, должна предшествовать проработка условий итогового соглашения.
«Для того, чтобы подобная встреча состоялась, необходимо предварительно проработать условия соглашения и понять, что на этой встрече обсуждать. На самом деле на этой встрече надо не обсуждать соглашение, а ставить точку, подписывать. Встречаться для того, чтобы с нуля заново все это обсуждать, не имеет смысла», — отметил переговорщик.
Кроме того, Мединский сообщил, что Россия на переговорах констатировала, что «все договоренности по гуманитарным трекам, которые были проговорены в прошлый раз, выполнены».
Он сообщил, что прямо сейчас на украинско-белорусской границе завершается обмен последними партиями военнопленных по 250 человек с каждой стороны. Стороны договорились и о новом обмене пленными, не менее 1,2 тыс. человек с каждой стороны.
Мединский отметил, что РФ вернула Украине более 7 тыс. тел бойцов ВСУ, и предложила передать еще 3 тыс. тел военнослужащих. Они будут возвращены Украине при помощи Красного креста, как только украинская сторона окажется готова их принять.
Также российская сторона предложила Украине рассмотреть вопрос объявления коротких, по 24–48 часов, перемирий на линии соприкосновения, чтобы можно было забрать раненых и тела бойцов. По словам Мединского, сейчас в «серой зоне» из-за опасности доминирования дронов санитарные команды подвергаются слишком большому риску.
Обсуждался и вопрос обмена гражданскими, перемещенными в результате ведения боевых действий.
«К сожалению, мы были вынуждены констатировать, что один пункт нашей договоренности все-таки не был выполнен до конца. Не все мирные жители Курской области, которые были эвакуированы ВСУ на территорию Украины, возвращены в настоящий момент домой. Их немного, около 30 человек, но они по-прежнему удерживаются Украиной», — отметил Мединский.
Он выразил недоумение по этому поводу и призвал украинскую сторону уточнить статус невозвращенных россиян.
«Честно говоря, я вообще не понимаю, почему это происходит. Если вы вывезли мирных жителей из-под огня, так верните их домой. Как вы говорите. А если вы взяли их в заложники, как взял ХАМАС в свое время первых, кто попался под руку. Ну, тогда давайте называть их заложниками и относиться к ним соответствующим образом», — сказал глава российской делегации.
Переговорщик отметил, что Россия готова обменять 30 соотечественников «на военных или на другие категории». Кроме того, по его словам, Россией проработан полный список из 339 украинских детей, часть из них уже вернулась на Украину.
«Что касается десятков тысяч детей, якобы вывезенных из Украины. Весь полный список из 339 украинских детей полностью нами проработан, по каждому имени, фамилии, часть детей уже возвращена на Украину, — сказал он. — По остальным идет работа, если будут находиться их законные родители, близкие родственники, представители, то незамедлительно эти дети будут возвращаться домой. Для нас дети — это святое», — подчеркнул Мединский.
Он обратил внимание, что в ходе работы с этим списком, представленным украинской стороной на прошлом раунде переговоров, «обнаружилось, что большое количество детей никогда не были на территории России. И, скорее всего, они находятся где-то в Европе, мы не знаем». Кроме того, «50 фамилий из этого списка оказались не детьми, а уже вполне взрослыми».
Мединский заверил, что в настоящее время дети, которых еще не успели передать их родным на Украине, находятся под государственным контролем, в достатке и безопасности в соответствующих детских учреждениях.
В конце своего выступления перед прессой на вопрос журналистов о том, состоится ли четвертый раунд переговоров, глава российской делегации ответил оптимистично: «Мы надеемся, что будет».
Перед началом третьего раунда переговоров ТАСС со ссылкой на источник сообщал, что решение о четвертом раунде будет приниматься после выполнения новых договоренностей.
«Предложения России доказывают ее конструктивный подход и ориентацию на реальное политико-дипломатическое урегулирование»
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике:
Третий раунд переговоров между Россией и Украиной не принес сюрпризов. Учитывая диаметральную противоположность позиций сторон по условиям урегулирования конфликта и по условиям перемирия, данный раунд, я бы сказал, был успешен. Договорились даже, возможно, о большем, чем могли бы договориться в иных обстоятельствах.
Договоренности, по которым обе стороны согласились, пока что касаются гуманитарных вопросов — продолжения обменов удерживаемыми лицами. Шагом вперед стало согласие обменивать и возвращать не только военных, но и гражданских. Что касается договоренностей о продолжении обмена телами убитых, — бросается в глаза, что Россия их возвращает гораздо больше. Объясняется это тем, что украинские потери превышают российские, поскольку Россия успешно продвигается вперед.
Важно, что российская делегация обратила внимание: не все мирные жители, вывезенные киевским режимом с территории Курской области, были возвращены обратно. Очень правильно Владимир Мединский поставил вопрос о том, что Украина в данном случае действует как ХАМАС. По сути, намекнул, что методы киевского режима — по сути, террористические.
Что касается политических вопросов — прогресса по ним не видно, но его и не ожидалось в силу, как я уже сказал, диаметрально противоположного характера российского и украинского меморандумов.
Россия в очередной раз подчеркнула, что встречи лидеров быть не может до тех пор, пока не будут проработаны все вопросы мирного соглашения. При этом Россия, конечно, не соглашается на всеобъемлющее перемирие без выполнения ее условий (то есть, устранения первопричин конфликта), на котором настаивает Киев и которое позволило бы киевскому режиму восстановить силы, чтобы затем продолжить конфликт.
Очень важно предложение России о создании рабочих групп, которые бы в онлайн-формате обсуждали не только гуманитарные, но политические и военные вопросы. Это позволило бы продвинуться вперед в ходе переговоров.
Что же касается украинской стороны — за исключением согласия и дальше продолжать гуманитарные обмены, она в очередной раз показала: ее целеполагание — это не политико-дипломатическое урегулирование, а попытки выставить в дурном свете Россию в глазах Запада, в основном, в глазах Дональда Трампа.
Ведь Украина в очередной раз говорила о необходимости встречи лидеров, призывала к безусловному всеобъемлющему перемирию. По итогам переговоров Рустам Умеров, глава украинской делегации, заявил, что для них именно это — два главных приоритета. Почему? А потому что Украина прекрасно понимает, что Россия ни на то, ни на другое не пойдет.
Во-первых, встреча двух лидеров возможна, только когда мирное соглашение будет готово. Во-вторых, президент Владимир Путин много раз говорил, что для России важно, кто именно будет подписывать мирное соглашение. А Зеленский сейчас не в том статусе, чтобы подписывать такой документ.
Прекрасно понимая, что Россия прямо сейчас не пойдет ни на встречу двух лидеров, ни на всеобъемлющее перемирие, Украина продолжает на этом настаивать — чтобы создать впечатление, будто бы Россия не конструктивна, якобы не готова к миру.
Впрочем, те предложения, которые Россия сформулировала, и те договоренности, которые в Стамбуле достигнуты, весьма конструктивны и показывают настрой России на политико-дипломатическое урегулирование.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag